Петербургская сеть «Вотоня» в этом году откроет первые магазины по франшизе
Планы по запуску новых точек могут столкнуться с высокой конкуренцией со стороны онлайн-торговли, отмечают экспертыПетербургский ретейлер товаров для детей «Вотоня» в 2024 г. планирует открыть четыре первых магазина по франшизе. «В текущем году планируется открыть по франшизе четыре магазина в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а в 2025 г. мы рассчитываем на запуск франшизы и в других регионах, включая ЦФО и СЗФО», – рассказали в компании изданию «Ведомости Северо-Запад».
Кроме того, в 2024 г. ретейлер намерен открыть в городе и области еще шесть собственных магазинов. Таким образом, суммарно количество новых точек сети в агломерации в текущем году вырастет на 10 единиц. Сейчас в Петербурге и Ленобласти насчитывается 83 магазина, работающих под данным брендом.
«Вотоня» специализируется на продаже детских товаров, включая одежду, питание, бытовую химию, гигиенические товары, средства по уходу за детской кожей и др. В портфеле компании пять собственных торговых марок (СТМ). Согласно планам ретейлера в текущем году доля СТМ в товарообороте компании будет занимать 25%.
Частично планам компании по расширению своего присутствия на региональном рынке поспособствует освобождение ниши в офлайн-сегменте в связи с закрытием магазинов ряда других брендов детских товаров, отмечают эксперты. Заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group Наталия Киреева напомнила, что в 2022 г. в торговых центрах Петербурга закрылись магазины «Буду мамой», Reike, Kakadu, «Дочки-Сыночки» и «Детки».
Что известно о компании «Вотоня»
ООО «Вотоня» зарегистрировано в 2012 г. в Санкт-Петербурге. Генеральный директор Николай Коробов. Учредитель – Татьяна Франус. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка компании в 2022 г. составила 2,35 млрд руб., а чистая прибыль – 7,36 млн руб. Чистые активы – 58,42 млн руб. Сейчас сеть насчитывает 83 магазина в Санкт-Петербурге и Ленобласти.
Петербургская компания «Детки» в марте 2022 г. подала в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск о собственном банкротстве. Этому предшествовало закрытие более 20 магазинов, включая торговые точки в Петербурге и Ленобласти. В том же году операционные компании второй по доле рынка после «Детского мира» группы «Дочки-Сыночки» заявили о намерении обратиться в суд с заявлениями о собственном банкротстве.
Однако опрошенные изданием эксперты говорят, что основные сложности для ретейлера при открытии как собственных торговых точек, так и магазинов по франшизе будут связаны с высокой конкуренцией со стороны онлайн-торговли. По оценке председателя совета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты (ТПП) Алексея Федорова, оборот продаж в онлайне в сегменте детских товаров растет на 30% и более в год.
«Для мам важно не тратить время на поход в магазин. Кроме того, специфика поведенческого фактора такова, что они зачастую выбирают товары по наиболее доступным ценам, которые и может предложить онлайн. В целом мамы являются самыми активными покупателями в онлайне», – говорит Федоров. По мнению эксперта, открытие новых офлайн-магазинов детских товаров, учитывая сложившуюся конъюнктуру на рынке, сопряжено с рисками. Единственный крупный игрок – «Детский мир», но и его магазины во многом являются большими пунктами выдачи онлайн-заказов, резюмировал он.
Генеральный директор «INFOLine» Иван Федяков полагает, что более активно развивать гибридный формат (онлайн и офлайн) может и «Вотоня», тогда это позволит компании увеличить свою долю на рынке. При этом другим фактором, который положительно скажется на расширении, является наращивание СТМ, но результат будет зависеть от выбора конкретной модели.
«Ретейлеры могут внедрять СТМ для расширения ассортимента, как это делают супермаркеты, или выпускать под СТМ массово-востребованный продукт для привлечения трафика. Но есть и другая стратегия – развитие магазинов как дискаунтеров, но в таком случае доля СТМ должна приближаться к 50%. Учитывая тренд на снижение доходов населения, это актуально. Такая стратегия может быть эффективна и с учетом запуска франшизы, поскольку это позволяет дать франчайзи уникальный ассортимент», – пояснил Федяков.
С другой стороны, Федоров полагает, что, учитывая высокую конкуренцию со стороны онлайна в сегменте детских товаров, потенциальные франчайзи могут столкнуться с финансовыми трудностями. Однако результат будет зависеть и от выбора точек для открытия магазинов по франшизе. По словам эксперта, магазины по франшизе выгоднее открывать в небольших городах или в пригородах. В крупных городах, например, в Петербурге, компании стараются открывать собственные магазины. Синтетическая модель, при которой ретейлер открывает в городе и собственные точки, и магазины по франшизе, менее эффективна, поскольку магазины по франшизе зачастую уступают собственным с точки зрения внешних характеристик и ассортимента, резюмировал он.