Meteor lift втрое нарастил долю поставок лифтов для программ капремонта
С 2021 по 2023 гг. доля лифтов, которые компания поставляет по программам капремонта, выросла с 10 до 34%Компания Meteor lift (ООО «Метеор лифт») с 2021 г. втрое увеличила долю поставляемых лифтов в рамках региональных программ по замене устаревшего лифтового оборудования в жилых домах. Если в 2021 г. компания поставила по программам капремонта госзаказчикам только около 10% всей производимой продукции, то в 2023 г. для этих целей было отгружено 34% всех произведенных заводом лифтов, сообщили изданию «Ведомости Северо-Запад» в пресс-службе компании.
Как отметили в пресс-службе, в 2024 г. завод планирует увеличить долю поставок по капремонту, но конкретные цифры не уточняются. На заводе не назвали точное количество лифтов, произведенных в 2021-2023 гг., но известно, что мощности предприятия позволяют выпускать до 10 000 лифтов в год. В июне этого года компания выпустила стотысячный лифт начиная с 1993 г.
Основными заказчиками лифтов компании в рамках программ капремонта выступили Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская и Мурманская области. «В 2023 г. портфель заказов изменился: 54% объема произведенных лифтов было поставлено для нового жилья, 7% – для коммерческой недвижимости. Еще 34% ушло в рамках программ капремонта жилых домов. Таким образом, наш портфель заказов насыщен и деверсифицирован, компания работает во всех сегментах рынка», — рассказали в пресс-службе.
В 2021 г., когда компания входила в Otis Worldwide Corporation, более 85% заказов приходилось на девелоперов и менее 10% – на госзаказы по капремонту. В 2022 г. предприятие почти полгода не принимало заказы из-за смены собственников. Напомним, что в середине марта 2022 г. Otis приостановил работу в России и позже продал свой российский бизнес холдингу S8 Capital. Сумму сделки официально не раскрывали, по данным «Ъ», она могла составить около 3 млрд руб.
Что касается программы капремонта, то в России лифты меняют, если их срок эксплуатации превышает 25 лет. По данным издания «Известия», всего в стране подлежит замене более 78 000 лифтов. В рамках действующей программы в 2025 г. их необходимо либо заменить, либо вывести из эксплуатации. Глава общественного совета при Минстрое РФ Сергей Степашин в феврале этого года признавал, что выполнить программу по замене лифтов к 2025 г. невозможно, поэтому сроки нужно «сдвигать вправо».
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что участие Meteor lift в программе капремонта с учетом больших мощностей завода позволит ускорить замену лифтов. Однако проблема в выполнении госпрограммы заключается в отсутствии должного субсидирования со стороны ряда субъектов и нехватки денег у собственников жилья для замены подъемного оборудования.
Генеральный директор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов объясняет, что со старта программы капремонта в 2014 г. далеко не во всех жилых домах собственникам удалось накопить средства на замену лифтов. Кроме того, подъемное оборудование с 2020 г. подорожало более чем в 2 раза. «В рамках капремонта замене лифтов отдают приоритет, но надо понимать, что деньги тратятся также на ремонт фасадов, крыш, инженерных объектов и т. д.», — добавил он.
Руководитель регионального центра НП «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге Алла Бредец считает, что Meteor lift может рассчитывать на большой объем заказов в тех регионах, где идет активное субсидирование программы капремонта, в частности в Петербурге.
«Город субсидирует программу капремонта. Были даже сомнения, что производители лифтов даже смогут обеспечить город нужным количеством лифтов. Поэтому рассматривались варианты загрузки предприятий в рамках офсетного контракта», — уточнила она.
Напомним, в Смольном осенью прошлого года сообщали, что в жилых домах Петербурга необходимо заменить до 2025 г. более 7000 лифтов с истекшим сроком эксплуатации. Для этого власти планировали выделить 6 млрд руб. из бюджета на замену лифтов.
При этом эксперты отмечают, что прогнозировать портфель заказа лифтов по капремонту у Meteor lift преждевременно. «Как изменится портфель заказов у компании по итогам года, будет зависеть от сбора средств по капремонту и выделения субсидий, поэтому сейчас давать прогнозы рано», — резюмировал Харламов.