«Цемрос» внедрит на цементном заводе в Ленобласти систему потребления RDF-топлива

Проект станет успешным, если холдинг сможет наладить закупки RDF у местных поставщиков
Объем инвестиций в проект оценивается в 120 млн руб. /«Цемрос»

Холдинг «Цемрос» (ранее «Евроцемент Груп») планирует внедрить на своем заводе «Петербургский филиал» в Ленинградской области систему по использованию RDF-топлива. Предприятие сможет принимать до 30 000 т альтернативного топлива в год с возможным наращиванием объема до 100 000 т. Объем инвестиций в проект оценивается в 120 млн руб., сообщили изданию «Ведомости Северо-Запад» в пресс-службе холдинга. Точные сроки запуска не раскрываются.

RDF (Refuse Derived Fuel) – это альтернативный вид топлива, который получают из отходов – бытовых и промышленных. Используется преимущественно в качестве источника энергии на цементных заводах в печах, где требуется поддержание температур около 2000°С.

Запуск проекта по потреблению RDF-топлива происходит в рамках внутренней программы компании устойчивого развития и внедрения принципов экономики замкнутого цикла в производственных процессах. Помимо предприятия в Ленобласти подобный проект тестируется также еще на двух заводах группы – «Мордовцемент» и Серебрянский цементный завод.

«Цементное предприятие – это энергоемкое производство. Расходы на энергоносители составляют значительную часть затрат. Использование альтернативного топлива может на 25% сэкономить потребление газа», — рассказали в пресс-службе группы, но не раскрыли экономию в деньгах.

Что известно о компании «Цемрос»

«Цемрос» объединяет 18 цементных заводов и более 30 карьеров в 13 регионах России. На Северо-Западе у компании четыре предприятия: «Петербургский филиал» и «Пикалевский цемент» – в Ленинградской области, Савинский цементный завод в Архангельской области и Угловский известковый комбинат в Новгородской области.
По собственным данным компании, она занимает 33% на рынке производителей цемента в России, а мощность всех предприятий превышает 27 млн т цементной продукции.

При этом в компании признают, что рынок RDF-топлива в России еще не сформировался, а использование такого топлива при большом плече доставки (более 500 км) становится экономически невыгодным. В то же время за счет реализации нацпроекта «Экология» и задачи на снижение объема захоронений отходов производство и использование RDF-топлива становятся все более популярными. «Мощности цементных заводов и высокая температура в печах обжига клинкера с температурой горения в 2000°С позволяют без ущерба для экологии сжигать альтернативное топливо», — рассказали в компании «Цемрос».

По словам руководителя проектов практики ESG консалтинговой компании Strategy Partners Елены Пастуховой, из-за невысокого спроса на RDF-топливо его производство в России пока остается невысоким. По ее данным, в 2022 г. больше всего RDF-топлива произвели в регионах ЦФО – более 76 000 т, в СЗФО – 40 000 т и УрФО – 4000 т.

В «Цемросе» уточнили, что рассчитывают на поставки от региональных операторов Санкт-Петербурга и Ленобласти. Их два – «Невский экологический оператор» (НЭО) и «УК по обращению с отходами Ленинградской области» (УКООЛО). Обе компании занимаются строительством комплексов по переработке отходов, в рамках которых также планируется организовать поставки RDF-топлива.

Ранее «Ведомости» уже писали, что НЭО уже запустил I очередь КПО «Волхонка», на котором производят порядка 40 000 т альтернативного топлива. Оператор уже начал поставлять предприятиям пилотные партии, но пока не вышел на постоянное производство. УКООЛО в сентябре запустит КПО «Кингисепп» также с возможностью производства RDF-топлива. Всего операторы планируют построить сеть типовых КПО, на каждом будет возможность выпускать RDF.

Заместитель генерального директора ООО «Институт проектирования, экологии и гигиены» Леонид Шимарек обратил внимание на то, что «Цемрос» следует общемировой практике перехода на экономику замкнутого цикла. «Это экономически выгодно и позволяет увеличить количество отходов, вовлекаемых в производство. В противном случае отходы уйдут на полигоны», — прокомментировал он.

В то же время, по его словам, в России пока нет механизмов, которые бы могли простимулировать всю цементную отрасль потреблять RDF-топливо. «Необходимо решать правовые и финансовые вопросы. После этого формирование рынка станет вопросом времени», — рассказал он.

Другой фактор, который тормозит развитие отрасли, – отсутствие четких нормативов. Пастухова уточнила, что требования ГОСТа к альтернативному топливу носят рекомендательный характер. Поэтому потенциальным покупателям сложно оценить качество данной продукции.