Сергей Глухов: Мусорная реформа в Петербурге забуксовала еще на этапе подготовки

Гендиректор АО «Автопарк №6 «Спецтранс» о том, почему в условиях дефицита спецтехники новые мусоровозы компании не вышли на линию 1 января
Генеральный директор компании «Автопарк №6 «Спецтранс» Сергей Глухов /Из личного архива

АО «Автопарк №6 «Спецтранс» в 2021 г. вложил более 400 млн руб. в закупку новых мусоровозов, но контракт на субподряд с региональным оператором так и не получил. Генеральный директор предприятия Сергей Глухов в интервью «Ведомостям» рассказал о несправедливых обвинениях в срыве контрактов и почему опыт старейшего транспортировщика отходов оказался не востребован в новой городской системе по обращению с отходами.

- Сергей Юрьевич, станет ли 2021 г. последним годом работы компании на рынке Санкт-Петербурга?

- Год начинался вполне оптимистично, мы готовились к реформированию отрасли обращения с отходами в городе. Не секрет, что с момента своего образования АО «Невский экологический оператор» был ориентирован на нас, как ключевого партнера на рынке. Наши специалисты консультировали НЭО, предоставляли свои наработки для создания Единой концепции по обращению с отходами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, знакомили со своей технической базой, организацией работы, адресной программой. На базе одного из наших предприятий НЭО проводил анализ морфологического состава мусорного бака, тестировал эффективность сортировки.

В прошлом году оборот компании превысил 2,5 млрд рублей. С контейнерных площадок Санкт-Петербурга было вывезено почти 3,2 млн куб. м твердых коммунальных отходов, из населенных пунктов Ленинградской области – 986 500 куб. м ТКО. В закупку новой техники мы инвестировали больше 400 млн руб., обновили подвижной состав. Кстати, теперь можно справедливо говорить о том, что парк спецтехники АО «Автопарк №6 «Спецтранс» — самый молодой на Северо-Западе. Но предложений продолжить работу на традиционном для нас рынке мы в результате не получили.

- Что помешало продолжить сотрудничество?

- Как вы помните, еще летом НЭО объявил о планах по покупке акций АО «Автопарк №6 «Спецтранс». Одновременно нас рассматривали как одного из главных претендентов на самый крупный лот по транспортированию отходов – северную часть города. Уже на этапе конкурса переговоры по приобретению НЭО акций компании были приостановлены. Цена, которую предложил НЭО, не соответствовала ожиданиям акционеров нашей компании. В результате после подведения итогов торгов на транспортирование отходов региональный оператор вовсе прекратили взаимодействие с нашей компанией.

Единственным напоминанием о бывшей дружбе стало письмо генерального директора АО «НЭО» от 17 декабря 2021 г. с требованием к компании в срок до 1 января 2022 г. очистить контейнерные площадки от принадлежащих АО «Автопарк №6 «Спецтранс» на праве собственности баков. В противном случае НЭО грозилось вывезти их самостоятельно и возложить оплату расходов на бывшего оператора.

- Одной из причин, приведших к коллапсу на мусорных площадках Петербурга в начале года, называют то, что компании, потерявшие перспективы дальнейшей работы на рынке, перестали вывозить отходы еще в декабре, в том числе называется и АО «Автопарк №6 «Спецтранс». Подтверждаете эту информацию?

- Мы дорожим репутацией! Все обязательства выполнялись строго до 31 декабря. В настоящее время все процедуры по сверке взаиморасчетов завершены, акты закрыты, заказчики претензий к качеству работы АО «Апатопарк №6 «Спецтранс» не имеют. Более того, мы направили обращения в адрес губернатора Санкт-Петербурга и профильные комитеты с предложением представить доказанные факты нарушений нашим предприятием своих обязательств. К настоящему времени все полученные ответы свидетельствуют об обратном – нареканий к компании со стороны потребителей нет. Очевидно, руководство города намеренно ввели в заблуждение.

Еще 21 декабря мы уведомили власти города о прекращении работы, обратились к компаниям-партнерам, которые остались на субподряде у НЭО, с предложением выкупить принадлежащие нам контейнеры для дальнейшей эксплуатации. Некоторые, например, ПКФ «Петро-Васт», ЗАО «Спецтранс ЖСК» и АО «Автопарк №1 «Спецтранс» этим предложением воспользовались и купили наши баки на сумму порядка 50 млн руб. Сегодня проблем, связанных с нехваткой контейнеров, у них нет.

- Вы руководите предприятием с 2015 г. и даже рассматривали для себя возможность работы в статусе регионального оператора. С чем, по Вашему мнению, связаны проблемы перехода на новую систему?

- Реформа забуксовала еще на этапе подготовки. Несмотря на полученную отсрочку старта до 2022 г., время было упущено. До сих пор не решен вопрос согласованного развития инфраструктуры. Из-за законодательных ограничений размещать отходы в Санкт-Петербурге запрещено, размещение возможно только в Ленинградской области. Пока все документы, которые должны это регулировать, рамочные и неконкретные. Невозможно даже оценить требуемые мощности. В представленной НЭО концепции указано, что по одним расчетам объем образования ТКО – 1,7 млн т, по другим – 2,4 млн т, для статистической погрешности многовато.

Вообще любая реформа – это слом старой модели, поэтому всегда проходит со сложностями. Выстроить эффективную экономическую модель в сфере обращения с отходами трудно. Это сложный и низкомаржинальный рынок, который заново формируется в условиях измененного законодательства. Единственным правильным решением было бы максимально сохранить всю действующую систему транспортирования – оставить перевозчиков в прежних локациях. Этого не случилось. Оказались утрачены адресные программы, налаженные связи с управляющими компаниями и ТСЖ, критична ситуация с обслуживанием юридических лиц. В результате, никто не понимает, как выглядит схема потоков отходов, как осуществляется учет их массы. Такая бессистемность на фоне традиционных для любого новшества «болезней роста» делает переход длительным и болезненным.

- Какова теперь стратегия АО «Автопарк №6 «Спецтранс»?

- Мы не хотим терять темпы развития, накопленный опыт, обновленную техническую базу. Сегодня АО «Автопарк № 6 Спецтранс» — это 170 единиц специализированного парка мусоровозов, 90 единиц подвижного состава и оборудования производственного назначения, порядка 20 000 единиц контейнеров и мусоросборников разных типов, а также штат квалифицированных сотрудников, водителей-профессионалов, прошедших соответствующее обучение и аттестацию.

Завершаем мероприятия по оптимизации и реорганизации предприятия, готовимся к выходу на работу на новые рынки, где востребованы профессиональные и хорошо технически оснащенные компании.

Но если власти Санкт-Петербурга заинтересованы в сохранении предприятия, а региональный оператор предложит честные и понятные условия взаимодействия, «Автопарк №6 «Спецтранс» рассмотрит возможность участия, например, в следующих аукционах на транспортирование отходов Санкт-Петербурга.

Материал подготовлен в рамках проекта «Ведомости & СПб».