Эльбрус Мамедов: 2021 год был непростым, но на плодоовощную продукцию всегда есть спрос

Владелец компании «Рузифрут» Эльбрус Мамедов — о том, почему российские фрукты могут конкурировать с импортными по качеству, но не по цене
Мамедов Эльбрус Гадир оглы /Из личного архива

Мамедов Эльбрус Гадир оглы

Родился в 1982 г. в городе Шамкир, село Шиштапа, Азербайджан, после окончания школы переехал в Санкт-Петербург. Трудовую деятельность начал вести в Санкт-Петербурге, занимая разные должности в области сельского хозяйства. В 2007 г. стал соучредителем компании ООО «ГринТаун», занимающейся перевозкой и хранением плодоовощной продукции. В 2010 г. основал свою компанию под брендом «Рузифрут», став к 2013 г. одним из крупнейших импортеров РФ по плодоовощной продукции. Сейчас компания входит в тройку крупнейших импортеров плодовоовощной продукции в России. Мамедов также учредил компанию «Пулинвест», которая является партнером строительства агропарка «Нарт».

Пандемия отразилась на самых разных сферах бизнеса, оптовая торговля фруктами и овощами не стала исключением. В прошлом году проблемы на рынке морских грузоперевозок привели к существенному росту цен на импортные фрукты и овощи. Владелец одной из крупнейших в России компаний по импорту плодоовощной продукции «Рузифрут» Эльбрус Мамедов рассказал «Ведомостям», как рынок будет развиваться дальше и готовы ли российские производители составить конкуренцию иностранным.

Бренд «Рузифрут»

Бренду «Рузифрут» принадлежит ООО «Рузисеть», владельцем которого на 100% является Эльбрус Мамедов. Финансовые показатели за 2020 г.: выручка – 2,935 млрд руб., чистая прибыль – 13,5 млн руб. Основной вид деятельности – оптовая торговля фруктами и овощами.

– Как пандемия изменила ситуацию на оптовом рынке продажи фруктов и овощей? Какую долю вы сейчас занимаете на рынке и изменилась ли она в период пандемии?

– В данный момент из всего импорта плодовоовощной продукции в России примерно 30-35% приходится на сетевых импортеров, еще 65-70% везут оптовики. Мы среди них занимаем долю в 10-12%. В России компания входит в тройку крупнейших.

Пандемия никак не повиляла на нашу работу, как работали, так и работаем. Конечно, появились какие-то организационные сложности, но они временные.

– С какими результатами компания завершила 2021 г.? Как на ее работе отразились негативные тенденции рынка: высокая инфляция и рост цен на продукты питания, снижение потребительской платежеспособности?

– 2021 г. был непростым для нас в связи с пандемией, но это, скорее, общая тенденция. Тем не менее мы сохранили объем импорта плодоововощной продукции, это тот товар, на который спрос есть всегда. А сейчас, в период болезней, нам всем особенно важны витамины, поэтому фрукты и овощи покупают. Мы оптовая компания, мы не ощущаем снижения закупок, но тут нужно понимать, что конечная стоимость для потребителя растет.

В целом могу сказать, что наш бизнес очень зависит от курса валют, а за последние три-четыре года курс рубля заметно падает, и это очень сильно влияет на формирование стоимости продукта.

- Одной из самых негативных тенденций пандемии эксперты называют сложности логистики на международных рынках из-за действующих ограничений. Пришлось ли вам сокращать импорт продукции и увеличивать закупки у местных производителей? Как это отразилось на ценах?

- Да, пандемия оказала негативное влияние на логистику, это мы ощущаем и сейчас. Например, мы везем товар в основном морским путем, в связи с пандемией не производились новые контейнеры, не осуществлялся ремонт кораблей. Этот еще и многие другие факторы привели к тому, что резко возросла стоимость фрахта, а это ведет сразу к увеличению стоимости продукции. Сейчас логистика стоит иногда дороже, чем сам продукт.

Наша компания занимается только импортом, мы не занимаемся закупкой у местных производителей. Импорт мы не сокращали, все в прежних объемах, но сложности были.

– Из каких стран и какие продукты вы сейчас поставляет на российский рынок? Как за год изменились на нем розничные цены?

- В зависимости от сезона мы делаем закупки из разных стран, а также меняем объемы этих закупок. Основные страны, с которыми работаем — это страны Южной Америки и Южной Африки. В качестве примера, круглый год закупаем банан из Эквадора. Также круглый год закупаем цитрус, но меняем страны, сейчас идет его закупка из Южной Африки, а скоро будет больший объем уже из Южной Америки.

- Из-за усиления контроля Роспотребнадзора над ввозом овощей, фруктов и прочей сельхозпродукции товары стали дольше проходить таможню, чаще, чем раньше, уходить на карантин и досмотры, жалуются ритейлеры. Пострадала ли вы от действий ведомства?

– Нас это тоже коснулось. Из-за проверок в порту мы получаем товар с задержкой, а это как следствие сказывается и на качестве товара, так как все-таки это быстро портящаяся продукция, и важно получить товар в запланированные сроки, и так же это сказывается на дополнительных расходах в линии и терминалы за хранение, за досмотры, которые отражаются на себестоимости.

– Вы не закупаете фрукты на местных рынка, но как вам кажется, отечественные производители могут сегодня конкурировать с импортом?

– Они уже конкурируют. Местные производители просто молодцы! Они показали отличный качественный и количественный рост своего производства, вероятно, введенные санкции очень стимулировали это. Они сейчас производят, красиво упаковывают, расширяют ассортимент, хорошо отрабатывают по части маркетинга и вывода продукта на рынок. Единственная, на моя взгляд, сложность — это стоимость продукта. Например, стоимость импортированных яблок, например, из Южной Америки, будет ниже, чем у местного производителя. А в условиях большого рынка, ключевым фактором, всегда является цена продукта при одинаковом качестве.

– По вашим оценкам, как будет себя вести рынок в 2022 г.? Как будут меняться цены?

– Себестоимость будет однозначно расти, перевозка в разы увеличилась, мы ожидаем примерно 30% роста оптовых цен.

– А снижение спроса стоит из-за этого ждать?

– Плодово-овощная продукция всегда востребована, тут нет никаких изменений.

Агропарк «Нарт»

Соглашение о строительстве Агропарка «Нарт» было подписано в рамках ПМЭФ-2021. В церемонии подписания приняли участие вице–губернатор города Максим Соколов и представители инвесторов — руководитель ООО «Нарт» Руслан Мисиков и генеральный директор ООО «Пулинвест» Эльбрус Мамедов. Строительство агропарка началось в 2019 г.  Первая очередь проекта уже введена в эксплуатацию — это около 40 000 кв. м., по которым уже заключены соглашения с арендаторами. Сейчас в рамках проекта ведется строительство второй очереди на 33 000 кв. м.  и проектирование и  подготовка к строительству третьей очереди на 54 000 кв. м. Многофункциональный парк включает в себя производственно-складской комплекс, оптово-распределительный центр, фермерские торговые ряды, торговые галереи, бизнес-центр с офисными помещениями класса А, гостиницей, отделением банка, таможенным оформлением, брокерскими услугами, залом для проведения конференций.

– Вы учредили компанию «Пулинвест», которая строит в Петербурге крупнейший Агропарк на Северо-Западе. На какой стадии сейчас находится проект? Когда его планируется открыть?

- Это очень большой, масштабный проект, который мы реализуем совместно с компаний «Нарт». Сейчас Агропарк находится в активной фазе строительства, при этом первая очередь проекта уже сдана, на данный момент там заняты все 100% площадей и арендаторы делают ремонты своих ячеек. Летом планируем сдать вторую очередь — там тоже площади уже распределены по арендаторам, будем заключать с ними договоры ближе к сдаче объекта. Выходим на строительство и третьей очереди, а весь проект очень постараемся завершить в 2023 г. Безусловно, в связи с пандемией это сложно, но мы пока так нацелены.

– Есть ли в планах компании новые проекты по созданию логистических мощностей? Насколько такие проекты выгодны для бизнеса в условиях пандемии?

– Как бизнесмен я постоянно развиваюсь и, безусловно, у меня есть интересы в области инвестирования в разного рода строительство, однако, что касается именно логистических проектов, то пока такой проект как агропарк «Нарт» занимает все время, это действительно амбициозный, красивый, важный для бизнеса и нужный для отрасли проект.

Примечание: интервью было проведено до начала военной специальной операции ВС России на Украине и объявления новых экономических санкций против РФ.

Текст подготовден в рамках проекта «Ведомости & СПб».