Виталий Свидовский: «Строя свой бизнес, вы должны рассчитывать только на себя»

Гендиректор «Теремка» – о 25 годах работы на рынке и планах будущего развития компании
Генеральный директор сети Виталий Свидовский /«Теремок»

В этом году компании «Теремок» исполнилось 25 лет. К своему юбилею сеть ресторанов русской кухни подошла с 100 открытыми заведениями в Петербурге и семи в Ленинградской области. Генеральный директор сети Виталий Свидовский рассказал в интервью изданию «Ведомости Север-Запад» о сложностях, с которыми пришлось столкнуться компании за 25 лет существования, о планах на 2024 г., о важности господдержки и развития туризма для сферы общественного питания.

– Сейчас в Санкт-Петербурге уже 100 ресторанов «Теремок», семь ресторанов в Ленинградской области. Какие у вас планы на 2024 г.?

– В следующем году нас ожидает два крупных проекта. Первый мегапроект, на котором мы будем реализовывать все наши наработки, – это ресторан в одном из новых центров притяжения, в новом общественном пространстве города.  Мы пока не можем назвать точное место по условиям соглашения, но обязательно заранее объявим об этом. Это будет самый большой и инновационный ресторан в Санкт-Петербурге! В этом проекте мы реализуем самые современные технологии. Посетитель сможет заходить с улицы за стол, по QR-коду считывать меню, делать заказ, оплачивать его, и официанты принесут ему уже готовое блюдо.

Второй проект связан с развитием метро в нашем городе. Вы знаете, что в ближайшее время открываются сразу несколько новых станций. Мы давно ведем переговоры по развитию в этих локациях и сейчас занимаемся подготовкой к открытию ресторана у станции метро «Горный институт». Это тоже будет сложный проект с точки зрения архитектуры и дизайна: у нас будут огромные витринные окна высотой 10 м прямо на выходе из метро.

Также мы очень ждем открытия ресторана в городе Выборге. Выборг в Ленинградской области – это практически вторая столица региона после Гатчины. Это самый популярный туристический город. Надеемся, что правительство примет правильное решение и в ближайшее время достроит трассу «Скандинавия» до Выборга. Сейчас 70-80% дороги уже запущено, оставшиеся 30% пока остаются под вопросом. Но мы рассчитываем на завершение проекта, который позволит нарастить внутренний туристический поток в Выборг. Мы хотим построить ресторан «Теремка» в самом центре Выборга. Уже работаем над проектом, но пока не можем подробно рассказывать о нем. К концу следующего года или в начале 2025 г. мы планируем его реализовать.

– Если говорить о точных цифрах, сколько ресторанов планируется открыть в Петербурге и Ленинградской области в следующем году?

– Сейчас у нас нет точной информации, потому что мы получаем огромное количество предложений, выстраиваем приоритеты и оцениваем свои возможности. Каждый ресторан строится с душой: это как рождение ребенка в семье –  он долго проектируется и строится. Но я думаю, что в 2024 г. мы откроем не меньше шести ресторанов в Санкт-Петербурге и как минимум еще один в Ленинградской области.

И, конечно, нас ждут большие и очень сложные проекты по реконструкции ресторанов. Для нас это тоже очень важно. Мы не забываем о наших действующих проектах, наоборот, мы хотим, чтобы они тоже были современными, удобными и красивыми. Мы надеемся, что минимум три ресторана встанут на реконструкцию в следующем году.

– Насколько развитие вашего бизнеса будет сдерживать повышение ключевой ставки до 16% и удорожание кредитных ресурсов?

– Да, рост ключевой ставки сдерживает нашу экономику. Эту ситуацию обостряют и другие проблемы: это и острая нехватка персонала, и инфляционные процессы. Поэтому, конечно, такие стратегические отрасли, к которым, несомненно, относится и сфера пищевой промышленности, должны иметь инструменты поддержки с государственным участием.

Мы с вами как потребители наблюдаем, как в магазинах все дорожает. Спрос на продукцию у населения есть, а пищевые производства просто уже не справляются с этими объемами заказов. У нас образовался дефицит яиц, недавно цены на курицу взлетели на 30-40%. Поэтому, мне кажется, пищевая промышленность сейчас требует особого внимания. Мы видим, как растет спрос на продукты питания на мировых рынках. Россия сейчас имеет уникальные возможности увеличивать свое влияние на мировом уровне, но ни в коем случае нельзя забывать о российских потребителях. Как только продукт попадает на мировой рынок, на внутреннем начинают расти цены, и рост исчисляется двузначными цифрами – до 20-30%, что несет определенные риски для внутреннего рынка. Мы понимаем, что усиление влияния России на международных продуктовых рынках – это фундамент мощного и надежного развития пищевой отрасли. Но мы еще раз обращаем внимание государства на развитие пищевой промышленности, которое позволит увеличить выпуск продукции, снизить цены и повысить качество для внутренних потребителей. 

Понятно, что сейчас основной приоритет государства связан с важными инфраструктурными проектами – мостами, дорогами, с тем, что формирует будущее России. Но про пищевое производство тоже нельзя забывать.

Сейчас вместе с властями города мы обсуждаем сразу несколько новых видов поддержки отрасли. Например, с вице-губернатором Валерием Москаленко говорили о субсидировании кредитной ставки через Фонд развития промышленности Санкт–Петербурга. У фонда достаточно большой объем средств, он выделяет займы бизнесу. Наша компания получила от фонда уже 50 млн руб., но если эти же самые 50 млн руб. направить не на выдачу кредита, а на субсидирование кредитной ставки в коммерческом банке, эффект и объем привлеченных средств по низкой ставке был бы гораздо больше.

Конечно, такая мера поддержки не может быть массовой. Мы предлагаем применять ее в отношении тех компаний, которые имеют подписанное инвестиционное соглашение с правительством Санкт-Петербурга. Критерии: свыше 5 млрд руб. годового оборота и свыше 1000 сотрудников.

– Какие еще инициативы бизнес предлагает властям для поддержки отрасли?

– Да, мы вместе с коллегами по бизнес-сообществу разработали целый ряд инициатив. Например, предлагаем внести изменения в закон «О налоговых льготах» для получения налогового вычета. В том числе мы предлагаем снизить процент доходов, которые получены с ОКВЭД 10 (производство), включенного в льготу, до 10% для предприятий с общей годовой выручкой более 2 млрд руб. Также снизить размер соответствия заработной платы с трех МРОТ до не менее двух МРОТ для предприятий с численностью сотрудников более 1000 человек. При этом при расчете средней заработной платы считать только сотрудников, которые отработали полный месяц. Это существенно поддержит бизнес.

Также мы предлагаем внести изменения в статью 64 Налогового кодекса о порядке и условиях предоставления отсрочек или рассрочек: изменить порядок предоставления рассрочки по налогам, расширив критерии ее предоставления, добавив инвестиционные цели и цели развития бизнеса. Другая важная инициатива связана с изменениями закона о размещении круглогодичных террас. Необходимо снять ограничение срока и приравнять его к сроку действия договора на круглогодичные террасы – снять ограничение по сроку размещения не более 5 лет. Это те инициативы, которые всецело поддерживает ресторанный бизнес.

– Если новые меры поддержи не будут приняты, это застопорит развитие бизнеса в сфере общественного питания?

– Доходов от текущей деятельности нам вполне хватает на плановое развитие. Но нам не хватает средств на сложные и большие инвестиционные проекты. Почему мы сейчас активным образом взаимодействуем с государством? Потому что при ключевой ставке 15-16% вкладывать крупные инвестиции в развитие нереально. За пять лет тебе придется вернуть практически двойную сумму, у нашего бизнеса нет такой рентабельности. 

На самом деле в нашей стране заниматься производством вообще невыгодно. Ты активно работаешь, решаешь сложные вопросы, но прибыль получаешь мизерную. При этом платишь высокие налоги, длинные инвестиционные циклы требуют крупных затрат. Поэтому никто не хочет заниматься реальным бизнесом. Все хотят быть блогерами, консультантами, зарабатывать легкие деньги. И здесь очень важна государственная политика и поддержка властей. Мы кормим людей, даем добавочную стоимость. Вот это важно. Поэтому государство, безусловно, должно поддерживать те компании, те отрасли, которые формируют добавочную стоимость для страны. Государственная политика должна создавать такие условия, чтобы развивать пищевые производства, да и вообще производства в России, было гораздо выгоднее, нежели вести бизнес из разряда «купи-продай». 

– Ваша компания работает уже 25 лет. Какой момент развития бизнеса был самым сложным?

– Когда мы открыли первый «Теремок» 25 лет назад, продажи были очень плохими, это было первое серьезное испытание. Потом, наверное, первый кризис, мы его с иронией воспоминаем: 2008 г., экономика обвалилась, курс рубля упал, и мы начали экономить в офисе на всем, у нас даже вместо туалетной бумаги старые газеты появились. Потом мы стали сокращать порции, потому что цены выросли. И это как раз тот урок, который мы выучили на своих ошибках. Как говорил Черчилль: «Дурак учится на своих ошибках, умный — на чужих». Но на самом деле учиться на своих ошибках полезнее, ты полностью прочувствуешь эту ошибку и никогда больше ее не совершишь. И дальше мы уже знали, что никогда нельзя уменьшать порции, снижать качество блюда. Наоборот, нужно только повышать. Никогда нельзя менять туалетную бумагу на газету.

Серьезным испытанием стала пандемия, закрывались рестораны, поток покупателей резко упал. Февраль 2022 г. тоже оказался шоком, но реакция на него у людей быстро прошла. Сейчас можно точно сказать, что к людям вернулась уверенность в завтрашнем дне, вернулся спрос. У нас у всех появилась возможность самостоятельно и самодостаточно развиваться, понять, что мы можем делать точно лучше, интереснее и креативнее.

– Насколько развитие сферы общественного питания в Петербурге зависит от туризма?

– Общественное питание без туризма невозможно. Чтобы туризм развивался, нам нужно увеличить количество различных мероприятий городского и общероссийского масштаба. То есть практически каждую неделю в Петербурге должны проходить какие-то события, привлекающие туристов. В Германии, например, есть праздник, где пекут огромный яблочной штрудель, и весь город отмечает и угощается. Всем известный Октоберфест – это фестиваль продолжительностью несколько недель, когда люди непрерывно едят и пьют.

Мне кажется, что Петербургу пока не хватает чего-то подобного. Да, конечно, есть отдельные интересные проекты и фестивали. Например, мы выступаем амбассадорами в дни Масленичных гуляний. Но мы готовы активно участвовать и в других мероприятиях городского или даже государственного масштаба. Мы и сами инициируем подобные события. Например, в этом году мы будем в течение шести месяцев проводить серьезные праздничные мероприятия, посвященные нашему 25-летию.

– Вы уже сказали о том, что нехватка кадров – это серьезная проблема для отрасли. Поможет ли ее решить роботизация каких-то процессов? Будет ли «Теремок» массово внедрять роботов-блинопеков и другие технологии?

– Это уже планы на следующие пять лет. Но процесс идет небыстро и непросто. Мы год занимались только настройкой на нужный режим работы блинной плиты, которую специально для нас разработал и выпустил один из российских заводов. Но там до сих пор остаются технические «глюки». Мы надеемся, что в течение двух-трех месяцев мы доработаем все процессы и постепенно перейдем на российские плиты.

Следующая наша задача – внедрение «Руки блинопека». Этот механизм должен воссоздать полную имитацию функции человека, выпекающего блины. Это дорогостоящее, высокотехнологическое оборудование, которое станет настоящим вызовом для наших партнеров. «Рука блинопека» разрабатывается эксклюзивно под наши процессы. Пока запуск таких механизмов – это только планы. Но мы очень надеемся, что первая экспериментальная модель появится уже в следующем году, и мы начнем ее тестировать.

И пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех петербуржцев и гостей города с наступающим Новым годом, с новыми вызовами и новыми возможностями!

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».