Зона платной парковки в Петербурге расширяется

Сейчас штрафы приносят в бюджет города больше, чем плата за парковку
Стоимость пользования парковкой осталась неизменной с 2015 г.: 60 руб. за час парковки легкового автомобиля /Лидия Верещагина

До конца года в Петербурге в зону платной парковки войдет 71 улица, будет обустроено 2000 мест. Сейчас таких улиц 28 на 2903 места. Все 99 улиц находятся в Центральном районе города. На разработку проектной документации по расширению зоны платной парковки в марте потратят 30,7 млн руб., следует из плана-графика закупок Центра управления парковками, подведомственного комитету по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ).

По планам КРТИ, в расширенную зону войдут улицы, ограниченные Невским проспектом, Воскресенской набережной, Синопской набережной и набережной Фонтанки. До 2024 г. в исторических районах Петербурга – Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском – планируется иметь в общей сложности 65 000 платных парковочных мест.

Хотя пилотная зона платной парковки действует в Петербурге с 2015 г., до марта прошлого года она работала, как признавали в КРТИ, неэффективно: чиновники не могли собирать штрафы с водителей, не оплативших парковку, – ГИБДД не передавало администрации Петербурга персональные данные водителей. В ГУ МВД ссылались на то, что это запрещает делать федеральное законодательство. «В Москве этой проблемы нет, там заключено соглашение между мэрией и МВД», – объяснял в феврале 2020 г. петербургским депутатам начальник ГУ МВД по городу и области Роман Плугин и уверял, что подобное соглашение для Петербурга тоже готовится. Но оно не понадобилось – 12 марта 2020 г. вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволили региональным властям получать информацию о владельцах автомобилей в электронной форме и возбуждать дела о правонарушениях в зоне действия режима платной парковки. С этого момента КРТИ рассылает владельцам автомобилей-нарушителей квитанции о штрафах.

Стоимость пользования парковкой осталась неизменной с 2015 г.: 30 руб. за час парковки мотоцикла, 60 руб. – легкового автомобиля и 120 руб. – грузового. Абонемент на один месяц для владельцев легковых автомобилей стоит 12 000 руб., годовое разрешение – 108 000 руб. Местные жители могут приобрести льготное разрешение за 1800 руб. в год.

По статистике Центра управления парковками, с прошлого марта в бюджет поступило 90 млн руб. платы за пользование парковкой. Значительно больше казна получила от нарушителей: по данным КРТИ, поступило 158,7 млн руб. штрафов за неоплаченную парковку, и это менее половины – всего было выписано штрафов на 372 млн руб. Из 129 000 штрафов было оплачено 52 913.

Более 2000 автовладельцев оказались недовольны выставленными штрафами и оспаривали их в КРТИ и судах, рассказал основатель неформального Объединения оштрафованных автомобилистов Илья Малый. Ему самому в 2020 г. пришло 36 протоколов об административных нарушениях на общую сумму 108 000 руб. По его словам, многие водители долгое время не знали о том, что им выписаны штрафы.

«Первые уведомления о штрафах пришли спустя два месяца после начала администрирования зоны. Все привыкли, что пилотная зона работает практически бесплатно, и уж никто не ожидал изменений в период пандемии, когда всем надо было самоизолироваться. Если бы меня оповестили раньше, я бы убрал машину. На данный момент нескольким участникам нашего объединения удалось обжаловать штрафы в районных судах. Но КРТИ составляет апелляционные жалобы», – говорит он.

При этом Малый положительно оценивает расширение зоны платной парковки в центре города: «Рядом с домом действительно стало свободнее».

Основная задача платной парковки – регулирование трафика в центре Петербурга, напоминает директор автоклуба А24 Денис Шубин. «Ясно, что в перспективе весь туристический центр города будет в этой зоне, иное сложно представить. Это намного лучше того, что мы иногда наблюдаем сейчас, – когда паркуются вторым рядом», – говорит Шубин. Но важно, чтобы регулирование трафика не превратилось в способ сбора денег с автовладельцев, как это произошло в Москве, отмечает он. «Примечательно, что в нынешней схеме в платную зону не попали Захарьевская улица и Литейный проспект, где базируются силовые ведомства, но попал Смольный – чиновники себя не пощадили», – улыбается Шубин.

Сколько получает Москва от платной парковки

Всего в Москве 89 000 платных машиномест. Стоимость парковки составляет от 40 до 380 руб. в час. За 8,5 лет (с ноября 2012 г. по март 2021 г.), по данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры московской мэрии, в бюджет столицы от платы за парковку  поступило 35,6 млрд руб.

Многие европейские города – сплошная зона платной парковки, напоминает эксперт транспортного развития Института территориального планирования «Урбаника» Илья Резников. «Например, в Вене практически нет бесплатных парковок, за исключением периферийных районов. Да и в целом платные парковки – норма для Европы. Но при этом власти должны проводить компенсационные мероприятия – развивать общественный транспорт, добавлять пешеходные зоны и велодорожки. Пока мы видим, что в этом направлении в уже существующей зоне в Петербурге практически ничего не сделано – на «платной» улице Некрасова продолжает ходить один автобусный маршрут и одна маршрутка», – говорит Резников.

Проблема дефицита парковочных мест не менее остро стоит и в спальных районах Петербурга, отмечает Резников. «Но в отличие от центра города, в спальных районах есть ресурс для размещения паркингов и наземных стоянок, поэтому включать и их в зону платных парковок нет никакого смысла», – считает эксперт.