Дефицит разогнал цены на авторынке
В Петербурге автомобили дорожают быстрее, чем в странеС января по август средняя цена на новые и подержанные автомобили в Петербурге выросла на 26%, по стране – на 21%, рассказал «Ведомостям» эксперт «Автостат инфо» Александр Климнов. По его мнению, до конца года на фоне стабильного рубля цена может вырасти еще на 4-5%.
Стоимость автомобилей в Петербурге с весны росла ежемесячно на 5–10%, говорит профессор СПбГУ, доктор экономических наук Александр Лякин. В среднем он оценил рост цен на 15–20% с начала года.
Председатель петербургского отделения Федерации автовладельцев России Дмитрий Можегов рассказал «Ведомостям», что к росту цен у производителей добавилась существенная наценка автодилеров. Он привел в качестве примера корейский автомобиль среднего класса, который стоит на сайте производителя до 3 млн руб. Один из автодилеров Петербурга выставляет машину на продажу в салоне по цене уже 4,1 млн руб.
«За эти деньги вам предлагают, условно, приобрести коврики и сигнализацию», – пояснил Можегов. Без дополнительных опций дилера нельзя купить даже отечественный автомобиль, добавил он.
Цены выросли и на подержанные машины. По данным аналитиков «Avito авто», средняя стоимость машины с пробегом в Петербурге сейчас составляет 480 000 руб. – на 3,2% больше, чем в предыдущем квартале, и на 23,1% выше, чем год назад. Это на 130 000 руб. больше, чем в среднем по России, отмечают эксперты Avito.
В «Avito авто» составили рейтинг самых популярных в Петербурге в III квартале марок машин с пробегом. На первом месте оказалась Lada, средняя цена – 109 000 руб. (+9% за квартал). На втором месте Volkswagen (560 000 руб., +2%) , на третьем – Ford (379 000 руб., +5,3%). Четвертую позицию занимает Kia (749 000 руб., +7%), пятую – Hyundai (650 000 руб., +6,6%).
Все опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что рост цен на автомобили связан в первую очередь с высокой инфляцией. Лякин отметил, что в Петербурге как в крупном мегаполисе население во время пандемии сберегло достаточно большое количество денег, которые были вложены в недвижимость и в автомобили. Поэтому в городе возник высокий спрос на машины и цены выросли сильнее, чем в менее развитых регионах.
Климнов отметил дефицит комплектующих, и прежде всего — микрочипов. «Этот дефицит долгоиграющий, так как в КНР и Великобритании начался энергетический кризис, а это также бьет по мировому и российскому автопрому», – сказал Климнов.
В пресс-службе агентства «Автостат» среди причин роста цен на автомобили тоже отметили нехватку машин у дилеров из-за глобального дефицита микрочипов и высокого спроса у потенциальных покупателей. Проблемы с поставками новых машин привели к тому, что петербуржцы готовы ехать за автомобилями в соседние города и регионы. В августе – сентябре самыми популярными направлениями поиска автомобилей у жителей Северной столицы стали Псков и Великий Новгород, говорится в исследовании ГК «Прагматика» (управляет 10 дилерскими центрами Lada и Kia в СЗФО).
«Петербуржцы ищут в других городах не только новые автомобили, но и машины с пробегом. Максимальное расстояние, которое за последние месяцы преодолели клиенты для получения нового автомобиля, стала дорога до Мурманска, составляющая около 1400 км», – говорит директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский. При отсутствии выбора жители Петербурга приобретают в других городах те модели и комплектации, которые есть в наличии, добавил он.
Продажи в дилерских центрах Петербурга начали сокращаться, подсчитали в «Auto-Dealer-СПб». За январь – август в Петербурге продали 100 820 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 35% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но в августе дилеры реализовали 10 802 новых автомобилей – на 11% меньше, чем за последний месяц лета 2020 г.
«Уже понятно, что дефицит поставок сохранится как минимум до конца года», – отметил ведущий эксперт «Auto-Dealer-СПб» Евгений Еськов. По его словам, в этих условиях положительным результатом для автомобильного рынка Петербурга будет рост в 10% по итогам всего года.
Продажи подержанных автомобилей продолжают расти, но незначительно. По данным «Avito авто», в III квартале реализация машин с пробегом выросла на 4,3% по сравнению с предыдущим кварталом и на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.