В апреле в Петербурге выросли продажи машин в кредит

Сработал эффект «низкой базы» после провала автокредитования в марте
Рост автокредитования в апреле отмечен после глубокого падения показателей в марте /PIXABAY

В Петербурге в апреле было выдано 1068 автокредитов на новые и подержанные автомобили. Это на 16% больше чем в марте, когда было оформлено всего 919 автокредитов. Такую статистику приводит Национальное бюро кредитных историй на основании данных 4000 кредиторов.

Рост автокредитования в апреле отмечен после глубокого падения показателей в марте: в первом месяце весны количество выданных кредитов по сравнению с февралем упало сразу на 80,9%. Причиной резкого падения стало увеличение ключевой ставки ЦБ до 20% и повышение вместе с ней ставок по автокредитам.

В то же время в апреле этого года по сравнению с апрелем 2021 г., когда в России было выдано рекордное количество автокредитов, выдача в Петербурге сократилась почти в 6 раз. В целом по стране показатель сократился в 5 раз.

 «В целом, текущая ситуация с выдачей автокредитов напоминает «карантинные» апрель-май 2020 г., с тенденцией к некоторому постепенному восстановлению после первого шока санкций и роста рыночных ставок. При этом достаточно значительный рост выдачи автокредитов в апреле по сравнению с мартом объясняется эффектом низкой базы», —  пояснял динамику директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Продажи новых автомобилей в Петербурге в апреле продолжали падать, хотя не такими темпами, как в марте. По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в апреле в Петербурге замедлилось падение продаж новых машин. Динамика контрактования (количество заключенных и расторгнутых контрактов) по сравнению с мартом снизилась на 61,66%, в то время как в марте по сравнению с февралем падение было на 140%.

«В апреле количество обращений за автомобилями выросло в дилерских центрах по сравнению с мартом. Это во многом связано с изменением ключевой ставки Банка России, которая в течение месяца уменьшилась с 20% до 14%. Как итог — увеличение числа кредитных сделок и количества кредитных программ от банков», — отметил директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский.

В апреле большинство российских банков вслед за снижением ключевой ставки ЦБ объявило о сокращении ставок на автокредиты на 2-3 п. п. Согласно сайтам кредитных организаций, сейчас Росбанк предлагает ставки от 16,9% до 19,5% годовых на новые и подержанные машины, Совкомбанк – от 12,9% на новые и от 20,99% на подержанные, ВТБ – от 12% на автокредиты без залога.

Аналитик «Фридом Финанс» Владимир Чернов говорит, что дальнейшая динамика рынка автокредитования будет зависеть от нескольких факторов, и в первую очередь – от ключевой ставки ЦБ. «Пока она находится на слишком высоком уровне в 14%, чтобы обеспечивать прежние относительно такого же периода прошлого года объемы выдачи автокредитов. Однако к концу года прогнозируется ее снижение до 10,5–12,5%, а это уже более приемлемые цифры для покупок авто в кредит», — говорит Чернов.

Эксперт добавляет, что уход многих западных дилеров из России уже привел к росту цен на машины. По данным Петростата, цены на автомобили в марте по сравнению с февралем в городе выросли на 27%. Из-за подорожания машин продолжает расти и средняя сумма автокредита. В марте (данные за апрель еще недоступны) средний заем на автомобиль по сравнению с февралем в Петербурге вырос на 6,4% до 1,665 млн руб., следует из данных НБКИ.

«В условиях повышенной инфляции и снижения реальных доходов населения рост цен на авто будет сдерживать объемы продаж, в том числе и в кредит. Однако, инфляция в России уже замедляется (за первую неделю мая она составила всего 0,1%), а дефицит западных авто постепенно восполняется китайским автопромом. Поэтому данный фактор ближе к концу 2022 г. — первой половине 2023 г. постепенно сойдет на нет», — уверен Чернов.

В то же время партнер Strategy Partners Александр Постников говорит, что на рынке появятся и новые стимулы, которые будут поддерживать автокредитование. Это продажи новых машин за счет использования механизма параллельного импорта, роста продаж подержанных машин и появления новых форм обслуживания автомобилей. «Рост стоимости автомобилей, как новых, так и подержанных, который произошел за последние месяцы, также увеличит число покупателей, вынужденных использовать кредитную схему при покупке автомобиля», — считает он.

По мнению Чернова, по итогам 2022 г. спад показателей на авторынке Петербурга будет больше, чем в пандемийном 2020 г. По данным НБКИ и «Автостата», в 2020 г. по сравнению с 2019 г. выдача автокредитов в городе на новые и подержанные машины сократилась на 11,1% до 51 054 штук. В 2021 г. по сравнению с 2020 г., напротив, произошел рост на 15% до 58 961 кредитов, который эксперты объясняли эффектом «низкой базы». «По нашим подсчетам, рынок автокредитования по итогам этого года может упасть на 25–35%», — считает Чернов.

Финансовый аналитик, автор стратегий автоследования компании «Финам» Дмитрий Марков дает схожий прогноз – он прогнозирует снижение количества выдачи автокредитов в 2022 г. по сравнению с 2021 г. не менее, чем на треть: «В количественном выражении ожидается снижение выдач автокредитов до не более 40 000 в 2022г. по сравнению с 59 000 в 2021 г. в Санкт-Петербурге». Постников допускает, что в 2022 г. падение автокредитования в Петербурге можно ожидать на 40-60%, но существенное значение будет иметь ключевая ставка ЦБ.