Смольный выделит на второй этап «Петербургского дизайна» около 100 млн рублей

Власти получили уже 165 заявок на участие в новом этапе проекта
В этом году в проекте будут участвовать около 100 предпринимателей /Правительство Санкт-Петербурга

Власти Санкт-Петербурга в этом году запустят новый этап проекта «Петербургский дизайн». Предполагается, что он продлится до конца февраля 2024 г. в поддержку нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», рассказал директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге Валерий Береснев в рамках XVI Петербургского Партнериата малого и среднего бизнеса.

Фонд выступает заказчиком проекта. Напомним, «Петербургский дизайн» впервые запустили 1 октября 2022 г. В ТЦ «Питер радуга», «Лето» и «Континент» разместили площадки для торговли местными брендами одежды, обуви и аксессуаров. Город оплачивал за счет бюджета аренду помещений, их полное оборудование и брендирование в единой стилистике. 

Во время первичного отбора на новый этап проекта власти получили уже 165 заявок. Около половины из них – новые участники. Сейчас фонд готовится к размещению конкурса на заключение контракта с подрядчиком второго этапа. «В настоящее время мы формируем конкурсную документацию, затем пройдут торги. Будущий оператор должен иметь релевантный опыт реализации подобных проектов», – рассказал Береснев.

Сроки реализации второго этапа по сравнению с первым увеличатся более чем в два раза. Первый длился четыре месяца: с 1 октября 2022 г. до конца января 2023 г. В нем участвовали 112 предпринимателей, включая субъекты МСП и самозанятых. В этом году в проекте также будут участвовать около 100 предпринимателей. На реализацию первого этапа программы выделялось 87,1 млн руб. Как уточнил Береснев, на второй этап будет выделено около 100 млн руб. 

В текущем году изменения коснутся не только объемов финансирования. Дизайнеров разделят на две группы: начинающих и тех, кто уже участвовал в проекте. На одного новичка придутся около четырех дизайнеров, которые уже продавали свою продукцию в рамках первого этапа. 

Также в этом году фонд открыл экспертный совет наставников и инфлюенсеров – они будут осуществлять патронаж предпринимателей и распространять информацию о проекте. Ассортимент товаров будет расширен: к одежде прибавятся небольшие товары для дома, например, свечи и вазы. Как пояснил Береснев, задача состоит в том, чтобы чек покупателя включал 3–5 позиций, для этого в ассортимент добавят сопутствующие товары. 

Кроме того, фонд намерен пересмотреть выбор площадок для продажи продукции участников. Во время первого этапа магазины местных дизайнеров были размещены в ТЦ «Питер радуга», «Лето» и «Континент». Береснев рассказал, что «Питер радуга» и «Лето» рассматриваются для реализации второго этапа, как и две новые площадки: «Охта молл» и «Европолис». Всего будет не менее двух площадок, но точное количество пока не определено. От магазина в ТЦ «Континент» принято решение отказаться. 

Сами власти оценивают результаты первого этапа проекта как позитивные. По словам Береснева, в 2022 г. 64% участников не имели опыта работы в продажах офлайн, помимо интернет-площадок у них не было своего магазина. После завершения проекта семь  «выпускников» заявили о планах открыть собственный магазин.

В то же время участникам пока не удалось выйти на уровень запланированной выручки. По словам Береснева, в идеальном сценарии на один рубль вложений города должен приходиться один рубль выручки. Но в прошлом году эта пропорция составляла 4:1.

По словам самих участников проекта, его эффективность была бы выше, если бы Смольный не сделал столь длительный перерыв между первым и вторым этапами. «Пока мы четыре месяца присутствовали в ТЦ, пришли покупатели, которые нас узнали, сейчас эту работу придется начинать с нуля», – отметила основатель бренда «Леди Шарм» Валентина Миронова, пояснив, что дизайнеры потеряли высокий сезон продаж, поскольку в марте–апреле покупатели традиционно обновляют одежду.

Аналогичной точки зрения придерживается соучредитель Ассоциации непродовольственной торговли, дизайнер бренда «Монпари» Ирина Валерианова: «Когда мы только начали работу, был относительно хороший объем продаж в день, мы планировали увеличить его вдвое по мере развития проекта. Но срок не позволил выйти на нужные цифры и результаты». 

Директор Союза производителей изделий легкой промышленности Светлана Молчанова обращает внимание на то, что локальным дизайнерам без поддержки в целом сложно конкурировать с массовым и более экономичным сегментом, который шьется в Азии (Бангладеш, Китай, Вьетнам) и продается на маркетплейсах. «Чтобы поддерживать отрасль, нужно развивать дешевые марки, которые могут купить петербуржцы», – говорит она. В то же время пока что одежда местных дизайнеров продается в среднем и средне-высоком сегменте: средний чек покупки в прошлом году в рамках проекта составил 6000–7000 руб.

Расширение ассортимента и включение в него товаров для дома позволит привлечь больше внимания покупателей, считают эксперты. Но для этого местные производители тоже должны предложить более доступные цены. «Все привыкли к уровню IKEA и бюджетным ценам. Как такой уровень цен и качества реализовать [в рамках проекта] – не очень понятно», – считает Валерианова.