Прогноз грузооборота по Севморпути на 2024 г. сократили с 80 до 72 млн т
Несмотря на корректировку, в следующем году он должен вырасти вдвоеГрузооборот по Северному морскому пути в 2024 г. должен составить 72 млн т, об этом первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов сообщил 7 декабря на форуме «Арктика: настоящее и будущее», проходящем в Санкт-Петербурге.
«В целом компании обязуются перевезти в 2024 г. чуть более 72 млн т грузов и в 2030 г. – порядка 193 млн т», – рассказал Гусейнов.
Напомним, что целевые показатели по достижению грузооборота по СМП были установлены распоряжением Правительства РФ от 1 августа 2022 г. Согласно документу в 2024 г. прогнозируемый грузооборот оценивался в 80 млн т, в 2030 г. – в 150 млн т и в 2035 г. – в 220 млн т. В конце апреля этого года в интервью изданию «Интерфакс» министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов отмечал, что грузоотправители и ведомства «настроены» на достижении по перевозки 80 млн т грузов по СМП в 2024 г. и допускал превышения этого показателя до 90 млн т. Но как следует из слов Гусейнова, власти скорректировали прогноз на 2024 г. на 8 млн т в сторону уменьшения, а на 2030 г. – увеличили его на 43 млн т.
Гусейнов сообщил также, что ранее озвученные планы по перевозке в этом году 36 млн т сохраняются. «В текущем году мы планируем перевезти рекордный объем для СМП – 36 млн т», — сказал он.
Стоит отметить, что по итогам 11 месяцев 2023 г. через Северный морской путь было перевезено более 32 млн т грузов, сообщили в пресс-службе ФГБУ «Главсевморпуть» в ответ на запрос «Ведомостей». Основными видами перевезенных грузов стали СПГ, газоконденсат, генеральные грузы, железорудный концентрат, контейнерные, модули, нефтепродукты, сырая нефть, навалочные и рефрижераторные грузы, а также уголь и флотоконцентрат, уточнили в ведомстве.
За 11 месяцев было совершено чуть более 1200 рейсов. В частности, была запущена новая контейнерная линия New Line Shipping с использованием судов ледового класса между портами Северо-Запада России и гаванями АТР. В рамках этого проекта было совершено 7 рейсов и перевезено 76 400 т грузов. Также была проведена проводка балкера Gingo с грузом железорудного концентрата объемом 164 501 т из Мурманска в китайский Циндао.
Несмотря на корректировку планов, в следующем году одним из новых драйверов роста грузооборота на СМП станет открытие круглогодичной навигации. Генеральный директор «Главсевморпуть» Сергей Зыбко в рамках форума рассказал, что в январе «Новатэк» планирует отправить первое в рамках круглогодичной навигации судно в Азиатско-Тихоокеанский регион через СМП. Рейсы будут выполняться и в холодный, обычно не традиционный для СМП судоходный период. «Газовоз, который уходит из порта, имеет на борту 72 000 т, мы можем посчитать, что даже по одному рейсу или по два в марте, апреле, мае он перевезет порядка 430 000 т», — уточнил Зыбко.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что корректировка планов по грузообороту на СМП связана с санкционными рисками на экспорт энергоносителей и в отношении российских компаний. Координатор экспертного совета ЭЦ ПОРА (проектный офис развития Арктики), доцент Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников рассказал, что в этом году фиксируется снижение спроса на российский СПГ, который, в частности, поставляют через СМП. По данным аналитической компании Kpler, за январь-ноябрь 2023 г. поставки за рубеж российского сжиженного газа снизились на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
«Корректировка грузооборота в сторону уменьшения связана с санкциями, прежде всего на российские энергоносители. Нужно понимать, что через СМП преимущественно перевозят СПГ и нефть», — прокомментировал эксперт.
Вместе с этим попадание под американские санкции проектов по добычи энергоресурсов может сказываться на сроке реализации новых проектов в Арктике, считает директор практики «Машиностроение и технологии» Strategy Partners Роман Тиняев. Так случилось в ноябре 2023 г. – в SDN-лист США внесли проект «Арктик СПГ-2». Напомним, проект «Новатэка» «Арктик СПГ-2» рассчитан на производство 19,8 млн т сжиженного газа в год. В рамках строительства будет создано три линии: первую планируют запустить в I квартале 2024 г., вторую – в 2024 г., третью – в 2026 г.
Несмотря на корректировку, в следующем году все же прогнозируется как минимум двукратный рост грузооборота на СМП, обращает внимание Тиняев. «Крупнейшими грузоотправителями по СМП в 2024 г. станут компании «Новатэк», «Норникель», «Роснефть», «Газпром», возможен рост спроса со стороны компаний «Лукойл» и «Газпром Нефть», — пояснил эксперт.