Депутаты Ленобласти увеличили дефицит бюджета региона на 2024 г. почти в 6 раз
На его покрытие используют средства полученного в прошлом году рекордного профицитаДепутаты Законодательного собрания Ленинградской области на заседании 27 марта приняли поправки в региональный закон о бюджете на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг. Доходы региона увеличили на 274,9 млн руб., расходы – на 32,92 млрд руб. Дефицит областной казны вырос на 32,645 млрд руб.
Согласно принятым изменениям доходы областного бюджета в 2024 г. составят 215,998 млрд руб., расходы – 255,512 млрд руб. Дефицит утвержден на уровне 39,514 млрд руб. Выступая перед депутатами, первый заместитель председателя правительства Ленобласти, председатель комитета финансов Роман Марков отметил, что утвержденный дефицит будет покрыт в основном за счет неиспользованных остатков средств прошлого года. Напомним, что по итогам исполнения бюджета Ленинградской области за 2023 г. был получен рекордный профицит – 37,2 млрд руб.
Дополнительные расходы на 2024 г. власти распределили следующим образом: 5,6 млрд руб. пойдет на расселение граждан из ветхого и аварийного жилья, еще 4,2 млрд руб. – на восстановление прав обманутых дольщиков, на 3 млрд руб. увеличат средства дорожного фонда. На выкуп у застройщиков восьми детских садов и двух школ потратят еще 2,8 млрд руб. На 700 млн руб. увеличат расходы на капремонт. Резервный фонд области пополнят на 1,5 млрд (деньги пойдут на расходы, связанные с СВО). Кроме того, на 1 млрд руб. увеличат прямые расходы на меры соцподдержки участников СВО и членов их семей. Также будут увеличены расходы на детские пособия (на 1,5 млрд руб.), оснащение медучреждений (на 1,1 млрд руб.) и другие социальные статьи. Адресная инвестиционная программа будет увеличена на 10 млрд руб.
Как добавил председатель профильной комиссии по бюджету и налогам Николай Пустотин, те 275 млн руб., которые бюджет получит в виде безвозмездных поступлений из федеральной казны, будут направлены на оказание поддержки жителям Херсонской области, изъявившим желание жить в Ленобласти.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты назвали увеличение дефицита бюджета региона «техническим» процессом: это единственный способ использовать прошлогодние остатки доходов. «Если у вас возникли излишки, преходящие остатки финансовых ресурсов по итогам исполнения бюджета прошлого года, то нет оснований просто взять и включить их в доходную часть бюджета текущего года, ничем это не обосновав», – поясняет руководитель образовательной программы «Экономика» РАНХиГС Санкт-Петербург Дмитрий Десятниченко. Чтобы потратить прошлогодние остатки, сначала нужно увеличить перечень расходных мероприятий этого года, зафиксировав рост объемов дефицита. Это позволит юридически использовать прошлогодние средства на покрытие дефицита текущего года. «И чем скорее юридически оформляется дефицит, тем быстрее появляется доступ к сводным остаткам кассового исполнения бюджета прошлого года», – добавляет эксперт.
Президент Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области» Александр Габитов добавляет, что на конец прошлого года, когда формировался бюджет на 2024 г., еще не была понятна точная сумма профицита. Поэтому его распределение происходит только сейчас – в весеннюю корректировку бюджета. «Есть бюджет как закон, и его нужно исполнять. Переходящие денежные средства могут быть учтены как таковые только уже в текущем году», – подчеркнул он.
При этом эксперты обращают внимание, что большая часть дополнительных расходов направлена на социальные обязательства. «Мы понимаем, что нынешний год будет непростым, а расходы бюджета носят разнообразный характер. Нужно поддерживать максимально социальную сферу. На эти направления, скорее всего, и пойдут средства», – добавил Габитов.
Депутат Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва (2016 – 2021 гг.) Алексей Ломов отмечает, что перед регионом в этом году встало сразу несколько новых задач, которые потребовали существенно увеличивать расходы. Это и финансирование подшефных территорий, которые находятся в зоне СВО в новых республиках, и увеличение различных социальных выплат в рамках поручений президента РФ. Кроме того, на федеральном уровне было принято решение о строительстве сразу нескольких крупных инфраструктурных проектов (ВСМ, КАД-2), которые также потребуют дополнительных затрат от региона. «Впереди большие стройки и расходы, связанные с социальными гарантиями людей. Вот поэтому и увеличивается расходная часть», – отметил он, добавив, что включение всех дополнительных расходов в бюджет в начале года позволит заранее проводить конкурсы по подготовке и проектированию объектов.