Производство одежды в Петербурге в I квартале выросло вдвое

Производители отмечают, что динамика обусловлена не резким увеличением спроса, а ростом цен на продукцию
Себестоимость одежды, по оценкам производителей, за год выросла на 20-30% /freepik

Объем отгрузки одежды, произведенной на петербургских предприятиях легкой промышленности в I квартале этого года, в денежном выражении составил 12,09 млрд руб., следует из данных Петростата. Это в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 2023 г. Если же сравнивать показатель текущего года с январем-мартом 2022 г., то объем отгрузки одежды вырос уже в 2,7 раз, а к январю-марту 2021 г. – в четыре раза.

Таким образом, объем отгрузки одежды начиная с 2021 г. (в сравнении I квартала) последовательно растет. При этом самые большие темпы прироста в годовом выражении наблюдаются именно в 2024 г. Годом ранее – в январе-марте 2023 г. к аналогичному периоду 2023 г. этот показатель вырос меньше – на 38,1%.

Оборот петербургских организаций, производящих одежду, и вовсе показывает двукратный рост от года к году. В I квартале 2024 г. он составил 21,72 млрд руб., это в два раза больше, чем в январе-марте 2023 г., в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2022 г. и в восемь раз больше аналогичного периода 2021 г.

Ряд экспертов полагает, что кратный рост оборота производителей одежды за последние годы во многом связан с увеличением объемов производства продукции непотребительского сектора. «Основной вклад в эту динамику внесло производство в сегменте спецодежды и заказа для предприятий оборонного комплекса. Хотя что касается малого и среднего бизнеса, производящего одежду для потребительского рынка, определенный рост также есть, он связан с развитием маркетплейсов и интересом к продукции отечественных дизайнеров в целом», – говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

По данным директора Союза производителей изделий легкой промышленности Светланы Молчановой, сейчас в Петербурге насчитывается порядка 450 предприятий в сфере легкой промышленности, в начале прошлого года их было около 380. При этом сами производители одежды отмечают, что их продажи в количественном выражении за последние несколько лет не показывают значительного прироста. Ряд производителей и дизайнеров фиксирует даже падение продаж в количественном выражении. Например, дизайнер бренда «Монпари» Ирина Валерьянова отметила, что в ее компании за последний год этот показатель снизился на 20%.

Тем не менее в денежном выражении продажи растут на фоне увеличения цен на одежду из-за роста себестоимости продукции, что также вносит вклад в статистику, говорят опрошенные изданием производители. По данным Петростата, в марте 2024 г. по сравнению с декабрем прошлого года цены на одежду в Петербурге снизились на 7%. Правда, в марте 2023 г. по сравнению с декабрем 2022 г. фиксировался рост сразу на 22,6%. Молчанова отмечает, что статистика средних цен не в полной мере отражает реальную картину. По ее оценкам, по ряду категорий изделий рост конечной цены за год составил около 70%.

«Цены на разные модели растут индивидуально. Но есть модели, на которые мы не можем повышать цены, чтобы не допустить снижения спроса», – говорит дизайнер петербургского бренда одежды Catarina Nova Лидия Тур.

По оценкам Тур, только за один год себестоимость одежды выросла на 20%. Операционный директор компании-производителя женской одежды Pompa Елена Юрасова говорит о росте себестоимости изделий на 30%. Такую же оценку выразила дизайнер Екатерина Смолина, которая является соучредителем одноименной фабрики в Петербурге, отметив, что увеличение себестоимости связано с изменением курса доллара и евро.

Как пояснила Валерьянова, практически все материалы для производства одежды (ткани, нитки и фурнитуру) отечественные производители вынуждены закупать за рубежом из-за отсутствия таких материалов нужного качества, производимых внутри России. «Увеличились также расходы на логистику из-за усложнения цепочек поставок. Выросла и сама стоимость этих расходов, и курс валют, по которому происходит закупка», – добавила она. По словам участников рынка, материалы для производства одежды в основном закупаются в Италии, Турции и Китае.

Тур отмечает, что на рост себестоимости также повлияли увеличение арендных платежей и индексация зарплат сотрудникам примерно на 20% за год. Поскольку на рынке труда наблюдается острый дефицит швей, производители вынуждены поднимать зарплаты, чтобы конкурировать за кадры. Валерьянова добавила, что ранее швеями зачастую работали сотрудницы из Средней Азии (Кыргызстана, Узбекистана), но на фоне изменения курса валют в 2023 г. им стало менее выгодно работать в России.

Молчанова говорит, что петербургские производители в основном работают в сегменте «средний» и «средний плюс» и, как правило, на небольшие объемы, что не позволяет значительно оптимизировать расходы. Соответственно, с учетом высокой зависимости от импортных материалов расходы приходится закладывать в стоимость продукции, резюмировала она.