Турпоток в Петербург замедляет темпы роста

По словам участников рынка, пик роста внутреннего туризма пройден, для его развития нужны новые драйверы
Freepik

В этом году в период майских праздников Санкт-Петербург посетили около 850 000 человек. Об этом 21 мая в рамках IV Гастрономической ассамблеи сообщила врио председателя городского комитета по развитию туризма Нана Гвичия. По сравнению с 2023 г. показатель вырос на 10%.

Напомним, что в 2022 г. в период длинных майских выходных Северную столицу посетили 560 000 туристов. В 2023 г. с 29 апреля по 9 мая в Петербург с туристическими целями приехали около 770 000 человек. Таким образом, в 2023 г. прирост составил 37,5%. Опрошенные «Ведомостями» участники рынка отмечают, что турпоток начинает замедляться, так как рост внутреннего туризма практически себя исчерпал.

Гвичия напомнила, что после пандемии турпоток в город рос опережающими темпами. Так, в 2021 г. по сравнению с 2020 г. он увеличился на 109% до 6,1 млн человек, в 2022 г. – на 32,8% до 8,1 млн туристов, в 2023 г. прирост составил 16%, а турпоток – 9,4 млн. Власти ранее отмечали, что по итогам года ждут повторения показателя допандемийного 2019 г., когда в город приехали 10,4 млн гостей. Таким образом, общий прирост турпотока в этом году ожидается на уровне 10%. При этом в части развития внутреннего туризма город уже давно обошел допандемийные показатели: если в 2019 г. россиян приезжало около 5,5 млн человек, то в прошлом году их было 8,8 млн.

Как рассказала Гвичия, на данный момент основным драйвером все еще остается внутренний туризм – это повторные, семейные и молодежные поездки. Также формирует турпоток и событийный туризм.

Между тем участники рынка отмечают, что внутренний турпоток уже практически исчерпал потенциал для дальнейшего роста. «Есть ощущение, что пик роста пройден. Динамика, скорее, стагнирующая. Эти майские праздники были худшими за очень много лет. Загрузка у основных игроков гостиничного рынка, согласно нашим данным, была существенно ниже по сравнению с прошлыми годами», – говорит владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы.

По данным Hotel Advisors, в этом году пиковая загрузка отелей уровня «3-5 звезд» действительно оказалась ниже, чем в прошлом. Так если в 2023 г. в «пиковые» дни 6-7 мая она доходила до 88-90%, то в этом году самая высокая загрузка была 28-29 апреля, но она не превысила 79-83%, а 9-11 мая составила 75-81%.

Он отмечает, что спад динамики произошел после трехлетнего ажиотажного спроса и стал закономерным. «Конечно, люди устают ездить по своей стране, они адаптируются к новым геополитическим реальностям. Уже проще с логистикой, с самолетами, с выездом за границу. Мы северная страна, конечно, люди стремятся на юг, к теплым морям, в СНГ и так далее», – говорит владелец отеля.

По мнению Теймурханлы, для дальнейшего роста внутреннего туризма необходимы новые драйверы, которые должно задавать государство. Одним из таких направлений для роста внутреннего туризма в Петербург может стать официальное получение городом статуса кулинарной столицы России.

Как рассказал первый заместитель председателя городского комитета по внешним связям, руководитель проекта «Петербургская кухня» Сергей Марков, власти Санкт-Петербурга получили свидетельство на товарный знак в сфере гостеприимства «Санкт-Петербург – кулинарная столица России». С закреплением статуса ожидается и соответствующий документ от Роспатента. «Кулинарная столица России – город Санкт-Петербург – это подтверждение того неофициального статуса, который всегда город наш имел», – подчеркнул Марков.

Глава представительства Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) в Санкт-Петербурге Александр Марков уверен, что официальное звание увеличит узнаваемость города и привлечет новых туристов. «Сейчас Петербург как гастрономическую и кулинарную столицу знают лишь те, кто к нам уже приезжал. А это даст повод привлечь внимание тех, кто в городе еще не был или только собирался», – пояснил он.

Но чтобы новый статус Петербурга действительно привлек в регион новых туристов, властям необходимо разработать отдельную программу по развитию кулинарного туризма с проведением масштабных массовых мероприятий, говорит Теймурханлы. «На частной инициативе это происходит постоянно: сами отельеры и рестораторы проводят мастер-классы, фестивали, мы сами становимся участниками фестивалей. Но городу нужно заявлять о каких-то больших массовых мероприятиях городского масштаба», – пояснил он.