Прямые рейсы между Оманом и Петербургом планируют запустить до конца года
Полной загрузке могут помешать проблемы с платежами и недостаток рекламыПервые прямые рейсы между Оманом и Санкт-Петербургом планируется запустить в конце октября 2024 г. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказала директор по авиационной коммерции компании «Воздушные ворота Северной столицы» (оператор аэропорта «Пулково») Асият Халваши. Предварительно речь идет о запуске четырех прямых рейсов в неделю из Петербурга в Маскат (столица Омана) и таком же числе рейсов в обратную сторону.
«В идеальном варианте планируется запустить четыре рейса, чтобы в перспективе развить это направление и выйти на ежедневную частоту. Мы ведем переговоры с авиакомпаниями Oman Air и Salam Air для запуска прямого авиасообщения», – уточнила она. Халваши отметила, что планы по запуску прямых рейсов именно в осеннее-зимний сезон связаны с тем, что в этот период спрос на Оман (как в теплую страну) потенциально выше.
Отметим, что непрямое сообщение между Петербургом и Оманом уже работает. Стыковка в основном осуществляется через Дубай и Абу-Даби (города ОАЭ). Число непрямых рейсов между Северной столицей и Оманом составляет 15 в неделю. Рейсы осуществляют авиакомпании Emirates, Etihad Airways и Flydubai. В 2023 г., по данным оператора аэропорта «Пулково», пассажиропоток между Оманом и Петербургом (в обе стороны) составил 8000 человек. По итогам 2024 г., согласно прогнозу оператора, он составит уже порядка 27 000 человек, что в 3,4 раза больше, чем в прошлом году.
Фактически динамика говорит о росте интереса к данному направлению со стороны петербуржцев и граждан Омана. Однако в абсолютных числах показатели все же остаются скромными. Для сравнения: в 2023 г. пассажиропоток между Петербургом и ОАЭ (в обе стороны), по данным компании «Воздушные ворота Северной столицы», составил 300 000 человек. Пассажиропоток между Петербургом и Турцией в прошлом году составил 1,2 млн человек. Оператор аэропорта «Пулково» подтверждает, что активного спроса на это направление на данный момент пока не хватает. Тем не менее «Воздушные ворота Северной столицы» планируют развивать этот маршрут.
«Запуск прямого рейса создает в моменте дополнительно порядка 30% пассажиропотока, которого раньше не было из-за необходимости стыковки. Важно, чтобы рейс был стабильным, круглогодичным», – пояснила Халваши. По ее оценкам, загрузка только новых четырех рейсов в идеальном варианте должна дать пассажиропоток на уровне 75 000 человек, но текущие цифры пока далеки от этой цели. «Поэтому мы активно работаем, продвигая Петербург в Омане, и приглашаем представителей государства, чтобы они продвигали свое направление в Петербурге», – добавила она.
Сейчас турпоток в Петербург растет в основном за счет внутреннего туризма. По данным Смольного, в 2023 г. Петербург посетили 9,4 млн туристов, что на 16% больше, чем в 2022 г. Из них доля иностранных граждан составила 6,1%. Для сравнения: в допандемийном 2019 г. она находилась на уровне 47%. Но, как сообщили изданию в городском комитете по развитию туризма, город намерен задействовать иностранный потенциал для наращивания турпотока.
«Большой Ближний Восток и страны Персидского залива – это одно из приоритетных направлений для сотрудничества в сфере въездного туризма в Северную столицу. Этих туристов отличают высокий средний чек и длительное пребывание. Они нередко приезжают большими семьями или группами деловых туристов, которые останавливаются в отелях высоких категорий», – прокомментировали изданию в пресс-службе комитета.
В 2023 г. число путешественников из Омана, посетивших Петербург, увеличилось в 3,7 раза по сравнению с 2022 г. Но существенному увеличению турпотока препятствует отсутствие прямого авиасообщения с Петербургом, добавили в профильном комитете.
Оператор, в свою очередь, готов запустить регулярные рейсы, но перспективы спроса зависят от других факторов, включая доступность платежных систем, продвижение направления и другие факторы. Руководитель Международного центра предпринимательства Санкт-Петербурга Кирилл Радченко отмечает, что лимит средств, которые могут ввозить физлица наличными из других стран в РФ, ограничен $10 000. Сумму выше этого лимита нужно декларировать. При этом, по его словам, граждане из стран Ближнего Востока в целом готовы тратить больше, но сам механизм не располагает к более активному ввозу средств. Альтернативой может стать единая карта туриста, которая позволила бы расплачиваться туристам безналичным расчетом.
Напомним, что в июне прошлого года Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который позволит иностранным туристам расплачиваться картами «Мир» на территории России. 7 июня замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков сообщил, что Россия запустила платежную карту для иностранных туристов, система работает с отдельными государствами, с другими – внедрение механизма находится на финальной стадии. С какими конкретно странами уже налажено взаимодействие, в министерстве не уточнили.
«Из стран Ближнего Востока приезжают и бизнесмены, но сложности, связанные с использованием платежных карт, пока остаются», – отметил Радченко. Другая проблема, по его словам, связна с бюрократическими сложностями при оформлении визы.
Напомним, что 1 августа 2023 г. был запущен механизм оформления в Россию электронных виз для граждан 52 стран, включая Оман. Радченко пояснил, что при оформлении электронной визы граждане иностранных государств заполняют достаточно подробную анкету. «Нужно заполнять много данных про родственников, и это требования, с которыми турист не сталкивается во многих других странах», – добавил он.
Вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин добавил, что Петербург как один из центров российского туризма может быть привлекателен для Омана, но на быстрый рост турпотока рассчитывать не стоит.
«Увеличить поток скорее можно при помощи возвратных и деловых туристов, если заключить несколько деловых контрактов. Основная перспектива – это деловой поток с добавлением туристического», – отметил он.
Что касается направления из Петербурга в Оман, то этот маршрут пока не получил достаточного продвижения, считают эксперты. Но потенциал для развития в перспективе есть. «В отличие от города Дубай, там больше исторических достопримечательностей. Плюс – уникальная природа, горы. Граждане РФ постепенно устают только от внутрироссийского туризма. Но взрывного роста, как в Турцию, ожидать не стоит», – резюмировал Мусакин.