Продажи новых автомобилей в Петербурге по итогам года могут вырасти на 40-50%
Спрос продолжит восстанавливаться, несмотря на повышение ключевой ставки и увеличение утильсбора, уверены экспертыТемп роста продаж новых автомобилей в России и, в частности в Санкт-Петербурге, по итогам 2024 г. сохранится в пределах прошедших восьми месяцев 2024 г., несмотря на повышение ключевой ставки до 19% и увеличение утилизационного сбора с 1 октября текущего года. Об этом корреспонденту «Ведомости Северо-Запад» рассказали эксперты и участники автомобильного рынка на XI Конвенции российских автодилеров, проходящей в петербургском «Экспофоруме».
Напомним, в 2023 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 54 783 новых автомобиля, что на 52,6% больше, чем за 2022 г. По итогам января-августа 2024 г. продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли еще на 47% и достигли 47 500 ед. Однако в августе прирост продаж по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года замедлился до 13,53% (за месяц было зарегистрировано 6604 автомобиля).
Ведущий эксперт агентства «Автостат» Данил Пивоваров рассказал, что рассматриваются три сценария развития продаж новых автомобилей: базовый, оптимистичный и пессимистичный. По его прогнозам, по итогам года по сравнению с прошлым годом прирост составит от 37 до 51%. Таким образом, в Петербурге по итогам этого года может быть продано от 75 000 до 83 000 новых авто. Напомним, что по итогам досанкционного 2021 г. в Петербурге было продано 158 992 новых легковых и легких коммерческих автомобиля.
Участники рынка отмечают, что одним из сдерживающих факторов для восстановления продаж является стоимость нового автомобиля. По данным «Автостата», за четыре года она выросла более чем в 2 раза, и сейчас средняя цена составляет порядка 3,11 млн руб. Ситуация по итогам года будет зависеть от развития товарного предложения, стимулирования спроса, ограничений импорта, изменений валютных курсов и ограничения автокредитования, подчеркивает эксперт.
Аналитики называют еще два ключевых фактора, которые в этом году повлияют на рынок: ключевая ставка и утилизационный сбор. Директор по развитию сегмента автодилеров «Авито Авто» Антон Воронов объяснил, что потребители уже адаптировались к изменениям, хотя всплески спроса на автомобили после сообщений о повышении ключевой ставки или утильсбора наблюдаются. «Важно также, что сейчас мы фиксируем стабилизацию спроса к цифрам начала 2023 г., прирост есть – это позитивный знак для рынка в целом», — прокомментировал он.
Стоит отметить, что ключевая ставка за 2024 г. выросла на 3 п. п.: с 16 до 19%. Таким образом, средняя ставка по автокредиту, без учета льготных займов, теперь начинается от 20-21%.
Что касается утилизационного сбора, то правительство РФ его повысит с 1 октября на 70-85%. С 1 января 2025 г. он будет индексироваться на 10-20% в год. В результате уже в этом году утильсбор на ввозимый в Россию нелокализованный автомобиль с двигателей от 1 до 2 л вырастет с нынешних 300 600 руб. до 556 000 руб., а с 2025 г. – до 667 000 руб. Для моделей с объемом двигателя от 2 до 3 л в 2024 г. ставка составит 1,56 руб., в 2025 г. — 1,87 млн руб. и т. д. График повышения утильсбора рассчитан вплоть до 2030 г.
Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский считает, что утвержденная правительством программа утильсбора в долгосрочной перспективе начнет стимулировать рост объемов производства в России и последующее наполнение рынка автомобилями локальной сборки. «Есть два объемообразующих бренда, которые производят авто в России, — это «АвтоВАЗ» и Haval, поэтому их доля в общем объеме продаж есть и будет значительна», — прокомментировал он.
Президент РОАД Алексей Подщеколдин добавил, что количество ввезенных в этом году китайских автомобилей составило порядка 900 000 ед. По его словам, из-за этого произошло перенасыщение рынка, и дилеры вынуждены сохранять акции и скидки, чтобы распродавать накопившиеся запасы. «Для покупателя такая ситуация неплохая, но при средней наценке на автомобиль в 5-7% дилеры предлагают скидки до 5%. Из-за этого часть из них может обанкротиться», — резюмировал он.