Власти Петербурга в 2025 г. ждут увеличения продаж выпускаемых в городе автомобилей

Их должно простимулировать изменение законодательства о закупках и введение нацрежима
Однако в программу госзакупок входит только один производимый в Петербурге бренд – Xcite /Пресс-служба Xcite

Спрос на произведенные в Санкт-Петербурге автомобили существенно вырастет в 2025 г. после изменений законодательства о закупках. Об этом в рамках форума-выставки «Российский промышленник» сообщил врио председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга Александр Ситов.

«Были анонсированы изменения в 223-ФЗ, в нем появятся схожие ограничения, как в 44-ФЗ. Рынок сбыта будет меняться, и мы надеемся, что все эти дополнительные меры помогут успешно конкурировать нашим автозаводам и нарастить выпуск», – рассказал Ситов, подчеркнув, что в городе именно автозаводы станут главными выгодоприобретателями таких изменений.

Сейчас 223‑ФЗ регулирует закупки отдельных юридических лиц, а 44‑ФЗ — госзакупки госучреждений и органов власти. С 1 января условия применения нацрежима (ограничения и запрет на покупку импортных товаров) будут распространяться на 223-ФЗ, в рамках которого, как рассказал Ситов, «объем закупок в разы больше, чем по 44-ФЗ».

Напомним, в этом году на федеральном уровне был принят ряд норм, предусматривающих изменения процедур осуществления закупок. Теперь Правительство РФ может устанавливать запрет закупок товаров, происходящих из иностранных государств; ограничивать закупку таких товаров. Импортную продукцию нельзя будет приобрести, если в конкурентной закупке есть заявка с российским товаром. Также будут устанавливаться преимущества в отношении товаров российского происхождения. Нововведения начнут применяться с 1 января 2025 г.

Власти рассчитывают, что новые изменения в законодательстве о закупках вместе с повышением утильсбора для иностранных машин простимулируют рост продаж производимых в городе автомобилей. На сколько именно – Ситов не уточнил. Как ранее писали «Ведомости», объем отгрузки автомобилей, произведенных в Санкт-Петербурге, в январе-сентябре 2024 г. составил в денежном выражении 53,01 млрд руб. Это в 6,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из данных Петростата. При этом оборот автозаводов за девять месяцев 2024 г. вырос к уровню прошлого года в 4,9 раза – до 59,4 млрд руб. Но несмотря на кратный рост показателей, объем отгрузки все еще отстает в денежном выражении от уровня января-сентября 2021 г. более чем в 7 раз. Тогда он составил 380,13 млрд руб., а оборот автозаводов – 398,8 млрд руб.

Сейчас в городе работают два автозавода. На бывшей площадке Nissan новое юрлицо «Автозавод Санкт-Петербург» в кооперации с восточным партнером (название официально не раскрывается) собирает модели Xcite X-Cross 7 и X-Cross 8. Объем производства за 2024 г. в компании не раскрывают. Известно лишь, что к 1 июля на заводе планировалось произвести 10 000 машин. По словам Ситова, у автозавода хорошие перспективы развития. В ближайшее время он презентует в городе одну из новых моделей. В свою очередь, заместитель председателя комитета Алексей Яковлев подчеркнул, что продукция «Автозавода Санкт-Петербург» полностью подпадает под новые условия закупок по 223‑ФЗ.

Второй петербургский автозавод, ранее принадлежавший южнокорейской Hyundai, сейчас находится в управлении у компании «Арт-финанс». Теперь предприятие называется «Автомобильный завод АГР» и выпускает машины под брендом Solaris. По официальным данным, с февраля по сентябрь 2024 г. на площадке было произведено более 17 000 автомобилей четырех линеек: два седана, хэтчбек и кроссовер. Сейчас предприятие выпускает автомобили из автокомплектов, которые перешли ему от прежнего собственника вместе со всеми производственными мощностями. Но как отметил Яковлев, есть перспективы дальнейшего развития: предприятие уже ведет переговоры с потенциальным партнером. Его название чиновник не сообщил. Оперативно получить ответ от предприятия не удалось.

До сих пор простаивает бывшая площадка автомобильного холдинга Toyota, и она вряд заработает в этом году, отметил чиновник. По словам Ситова, сейчас в переговорах по использованию завода есть несколько «развилок». Напомним, что на ПМЭФ-2024 правительство Санкт-Петербурга и компания «Аурус» подписали соглашение о производстве здесь премиальных машин Aurus, запустить производство планировали в конце текущего года. Кроме того, в феврале 2024 г. находившийся на тот момент в должности главы Минпромторга РФ Денис Мантуров говорил, что концерн «Алмаз-Антей» планирует в 2026 г. запустить на бывшем заводе Toyota сборку электромобилей E-Neva.

«Мы пока не готовы анонсировать, что действительно в ближайшее время там будет. С различной долей вероятности продолжают обсуждаться ранее озвученные планы», — отметил Ситов. Он добавил, что в первую очередь развитию автопроизводства мешают проблемы с поставками комплектующих.

Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша согласна с тем, что введение нацрежима на закупки в рамках 223-ФЗ простимулирует спрос на производимые в России автомобили. «Кроме того, в рамках национального режима Правительство РФ может компенсировать кредитные ставки автопроизводителей и обеспечивать кредитные гарантии в кризисные периоды», — рассказала она.

Напомним, что Минпромторг России в ноябре 2024 г. обновил перечень отечественных автомобилей, рекомендованных для приобретения российскими госслужащими. В него вошли более 40 моделей авто 14 брендов, включая собираемые в Петербурге Xcite, калининградской сборки Kaiyi, Baic, «Амберавто», SWM, калужской сборки Citroen, а также Lada, «Москвич», УАЗ, ГАЗ, «Соллерс», Evolute, Haval и Aurus. Однако в него не попали машины под брендом Solaris, которые собирают на бывшей площадке Hyundai в Петербурге.

Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов рассказал, что в рамках закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ основной спрос приходится на спецавтомобили, которые выпускают на заводах ГАЗ и УАЗ. Так, по данным «Ведомостей», за I полугодие 2024 г. лидером по объему госзакупок в денежном выражении стала продукция группы ГАЗ. Всего было разыграно 1145 тендеров на 24 млрд руб. – в 2,7 раза больше, чем годом ранее. На 2-м месте – УАЗ: по внедорожникам из Ульяновска было разыграно 694 тендера на 6,4 млрд руб., что более чем в 2 раза превышает значения января–июня 2023 г. На продукцию «АвтоВАЗа» пришлось в 1,5 раза больше госсредств, чем годом ранее: за отчетный период состоялся 1381 тендер на 5,8 млрд руб.

При этом эксперты обращают внимание, что госкорпорации при покупке нового автомобиля будут также ориентироваться на их цены. В таком случае Xcite будет уступать «АвтоВАЗу», средняя цена которого, согласно открытым данным, выше минимум на 700 000 руб. То есть не в пользу петербургского производителя. Кроме того, даже если спрос на петербургские автомобили повысится, то объемы производства напрямую будут зависеть от комплектующих.

«Автозаводы в Петербурге зависят не столько от спроса, сколько от машинокомлектов, которые есть на двух работающих автозаводах в городе. Прежняя парадигма в данном случае не работает, когда за спросом растет объем производства из-за зависимости от машинокомплектов. Кроме того, есть широкий перечень других автомобилей, например, основным конкурентом Xcite выступает «Москвич» и Haval», — резюмировал эксперт.