Мурманский порт нарастит грузооборот к 2030 г. до 80 млн тонн

Власти Мурманской области ожидают рост грузооборота морского порта Мурманска до 80 млн тонн к 2030 г. Такой эффект будет достигнут после завершения создания мурманского транспортного узла (МТУ), сообщил глава региона Андрей Чибис в интервью изданию «Ведомости. Санкт-Петербург» на полях Петербургского международного экономического форума.

По итогам 2022 г. грузооборот порта Мурманск составил 56,3 млн тонн. Дальнейший рост ожидается в связи с запуском мурманского транспортного узла.

«Проект мурманского транспортного узла находится на завершающей стадии. До конца года будет достроен порт Лавна, который даст дополнительно 18 млн тонн. Железная дорога позволит развивать новые портовые мощности на западном берегу Кольского залива. Поэтому мы ожидаем увеличения грузооборота по Мурманску до не менее чем 80 млн тонн к 2030 г. Думаю, что этих показателей мы можем достигнуть даже раньше», – сказал Чибис.

По его словам, несмотря на падение объемов перевалки угля, на который рассчитан порт Лавна, сейчас специалисты не видят рисков недозагрузки нового терминала. Территория транспортного узла позволяет создать портовую агломерацию, и если возникнет проблема с перевалкой угля, то с учетом спроса на другие ресурсы терминал можно будет переориентировать. «Такая инфраструктура позволит переваливать другие виды грузов», – пояснил Чибис.

Он также отметил, что на рост грузооборота направлен и план развития Северного морского пути (СМП). Сейчас по СМП осуществляются пробные субсидированные рейсы, в рамках которых в прошлом году были отправлены контейнеры на восток, а затем обратно с востока на запад. Государство продолжит субсидировать эти рейсы для того, чтобы наладить логистику и отправку не только контейнеров, но и других грузов, отметил Чибис.

«Государство прикладывает для этого гигантские усилия, инвестируя в соответствующие суда ледового класса. Есть четко подписанные соглашения с грузоотправителями по Севморпути. Мурманск – базовый порт для СМП, и сам порт Мурманск, и сам город», – добавил Чибис.

Напомним, что согласно прогнозам Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, объем перевозок по Северному морскому пути до 2030 года превысит 200 млн тонн. Основной объем перевозки по СМП до 2024 года должны обеспечить четыре компании: «Новатэк», «Газпромнефть», «Роснефть» и «Северная звезда».

Гигафабриками называют колоссальные промышленные комплексы по выпуску электроники, микросхем и заводы электромобилей, а также аккумуляторных ячеек.