Цифровизация спасла малый бизнес

Во время пандемии выжили те компании, которые смогли быстро перейти на новые сервисы
Переход на облачные сервисы несет как новые возможности, так и риски /PIXABAY

«Шоковая терапия» пандемии стала испытанием для малого и среднего бизнеса России. За 2020 г. число микропредприятий сократилось на 9%, ушли с рынка и субъекты малого и среднего бизнеса. Удержать свои позиции удалось только тем, кто увидел спасение в переходе на цифровые технологии, рассказали участники онлайн-конференции «Ведомостей» по цифровой трансформации регионов.

По данным Всемирного банка, применение цифровых технологий увеличивает производительность любой компании в среднем на 25%. Речь идет не только об использовании облачных сервисов, но и о внедрении интернета вещей, искусственного интеллекта и других современных технологий.

Однако малый бизнес не спешит переходить на цифровые сервисы, отметил старший специалист по частному сектору Всемирного банка Али Абукумаил. Предприниматели либо не знают об имеющихся возможностях, либо не могут найти на это средства, либо не способны правильно адаптировать сервисы в свой бизнес.

Серьезно изменила ситуацию пандемия: экономический шок и локдауны ускорили внедрение цифровых технологий. В России после пандемии около половины всех компаний начали использовать цифровые инструменты, рассказал Абукумаил.

Предприниматели Санкт-Петербург не стали исключением. Частично в этом помогли власти. В регионе в 2021 г. запустили акселератор для предприятий МСБ, чтобы ускорить цифровизацию данного сектора экономики. Вместо части субсидий власти начали предоставлять предпринимателям предоплаченный доступ к различным цифровым сервисам, что вызвало живой отклик у самих бизнесменов.

«Мы сейчас находимся в шаге от нового формата государственно-частного партнерства- создание маркетплейса со всеми цифровыми сервисами внутри акселератора. Мы реализуем эти сервисы, предоплачивая их для предпринимателя, делая доступным предоставление всех этих цифровых сервисов, которые увеличивают доходы и сокращают расходы предпринимателя», — рассказал председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Кирилл Соловейчик.

Малый бизнес стал частью стратегии цифровой трансформации Ленинградской области. По словам председателя комитета цифрового развития Ленинградской области Андрея Сытника, сейчас в регионе действуют около 70 информационных государственных систем, многие из них развивают и поддерживают субъекты МСБ. Кроме того, стратегия также предполагает развития дополнительных сервисов для повышения производительности труда и конкурентоспособности малого бизнеса региона.

Директор дирекции внешнеторговых операций Банка «Санкт Петербург» Сергей Норицин отметил возвращение интереса бизнеса к внешней торговле. Значительную частью работы этого направления обеспечивает цифровизация. «90% всех сервисов и услуг для ВЭД мы перевели в цифру», — рассказал он. Банк объединил все сервисы, доступные для клиентов, а также небанковский консалтинг, чтобы дать возможность использовать цифровые сервисы в режиме «одного окна».

Другим значимым направлением цифровизации Норицин назвал построение системы обратной связи с клиентами: для этого в первую очередь используются цифровые сервисы. «Построение системы обратной связи с клиентами в социальных сетях и мессенджерах дало важный эффект», — подчеркнул он.

Компания «Рутмарк» также активно использует новые цифровые сервисы в соцсетях, рассказал основатель компании Игорь Морозов. «Цифровизация бизнеса влияет на корпоративную культуру нашей организации», — рассказал он.

 Однако вместе с плюсами цифровизация несет компаниям и определенные риски, напомнил старший менеджер по продуктовому маркетингу «Лаборатории Касперского» Андрей Данкевич. Сотрудники часто пользуются незащищенными облачными сервисами, даже не понимая, что к ним относятся и социальные сети, и мессенджеры, и другие распространенные приложения. И далеко не все понимают, какие риски несет их бесконтрольное использование. «Многие из них просто не должны быть на компьютерах сотрудников, чтобы работа была безопасной», — отметил эксперт.

Руководитель по технологической поддержке направления кибербезопасности ПАО «МегаФон» Артем Мелехин отметил, что из-за специфики работы МСБ и необходимости оперативно принимать решения основные коммуникации происходят с помощью мобильных устройств. Обмен рабочими документами, командное общение в чатах и мессенджерах с незащищённых устройств являются серьезными киберрисками. Мелехин подчеркнул, что в защите нуждаются как мобильные устройства, так и рабочие компьютеры сотрудников. Необходимо проводить внутренние обучения по соблюдению правил информационной безопасности. Ключевые рекомендации с точки зрения обеспечения безопасности данных — это переход на облачные сервисы и проведение регулярного аудита защищённости, добавил эксперт.