За приход ресторанного гида Michelin в Петербург придется заплатить

В городе уже есть несколько достойных мишленовских звезд ресторанов, говорят эксперты
Критерии присуждения ресторанам звезд держатся в секрете /Pixabay

Ресторанный гид Michelin может начать работу в Петербурге через 2 — 3 года. Чиновники Смольного хотят изучить опыт Москвы – в столице Michelin должен появиться в этом году, это обещал еще в феврале московский мэр Сергей Собянин. Зачем Петербургу ждать столько лет, сколько денег надо заплатить Michelin и что его появление даст городу?

Председатель петербургского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев рассказал журналистам, что последнее общение Смольного с командой Michelin состоялось месяц назад. Решили сначала посмотреть, как проект запустится в Москве. Потом утвердить дорожную карту, рассчитанную на 2 – 3 года. Как только заведения Петербурга подтвердят свою готовность, начнутся инспекции экспертов Michelin. Сообщить из каких именно этапов должна состоять дорожная карта, в комитете по развитию туризма пока не готовы. В России сейчас нет ни одного ресторана со звездой Michelin.

Дмитрий Грозный, главный редактор портала MarketMedia и ресторанный критик, говорит, что дорожная карта – это, прежде всего, красивый термин, а трактовать ему можно очень широко. Michelin в России нужно с нуля создавать инфраструктуру, изучать рынок, объясняет Грозный. «Думаю, процесс наблюдения за московским опытом будет взаимным. Michelin будет оценивать, насколько перспективен российский рынок. А петербургские чиновники посмотрят, действительно ли эффект Michelin для туристической отрасли столь велик. Все-таки деньги за приход гида нужно заплатить немалые», — говорит он.

 

Что такое Michelin

История ресторанного гида Michelin началась в 1900 г., когда производители автопокрышек братья Эдуард и Андре Мишлены выпустили путеводитель по Франции. В гиде были представлены места, которые могли пригодиться водителю в дороге: отели, закусочные, ремонтные мастерские. В 1920 г. к путеводителю добавили рейтинг ресторанов. Самые дорогие рестораны помечались одной звездой.

Через шесть  лет звезда напротив названия ресторана стала обозначать наличие в нем кухни высокого класса. Потом в рейтинговую систему добавили еще две звезды. Одна звезда присуждалась очень хорошему ресторану, две звезды — заведению с отличной кухней. Три звезды получал ресторан с шеф-поваром, ради блюд которого стоит специально посетить заведение. Такая расшифровка актуальна и сейчас.

Гид выпускается в 32 странах, в том числе в Венгрии, Хорватии и Польше. Существуют гиды для крупных городов — Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Парижа и Токио. Токио обогнал по количеству суммарных звезд Париж.

Критерии присуждения ресторанам мишленовских звезд держатся в секрете. «Полностью механизм своей работы «Michelin» никогда не оглашал. И делать этого не собирается. Тайна – важнейшая составляющая бренда. Известно, что в течение года инспекторы гида, имена которых никогда не публикуются, посещают рестораны, сами оплачивают счета и после этого заполняют чек-листы с оценками», — объясняет Грозный.

Поскольку критерии получения мишленовских звезд не раскрыты, наблюдателями система порой кажется несправедливой и субъективной.

 

Сколько надо платить

Первым гид Michelin должен появиться в Москве. По словам исполнительного директора объединения «Рестоград» Александра Ружинского, Петербург будет теперь в роли «догоняющего».

Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар рассказывает, что  инспекторы Michelin  восемь лет присматривались к столичным ресторанам. После этого был заключен договор с правительством Москвы и  уплачен организационный взнос  - примерно 80 млн. руб. Однако из-за пандемии справочник Michelin по ресторанам Москвы в 2020 г. не вышел. «Надеюсь, это случится в этом году», — говорит Гарбар.

Грозный поясняет, что суммы за приход мишленовского гида колеблются от страны к стране и никогда точно не оглашаются. Чаще всего речь идет о 5-6 млн евро. Эти деньги нужны на маркетинг, инфраструктуру, создание сети инспекторов, которые должны посетить много ресторанов, рассказывает Грозный. «Гид – коммерческое мероприятие, которое склонно перекладывать все расходы на принимающую сторону. Нет, конечно, ресторан сам не платит за звезду. Именно потому, что ее нельзя купить, она так высоко ценится.  Если  выяснится, что инспекторы или топ-менеджмент гида приторговывают звездами, Michelin будет проще сразу закрыться», — говорит Грозный.

 

Что гид даст Петербургу

И Гарбар, и Грозный считают, что приход популярного ресторанного гида позитивно скажется на туристической привлекательности Петербурга. «Michelin – это такой гастрономический Google, только со 100-летней репутацией. Туристу, приехавшему в незнакомый город, жизненно необходим надежный источник информации о том, куда стоит пойти на ужин. В этом отношении «красный гид» незаменим», — говорит Грозный. 

Гарбар отмечает, что сразу мишленовскую звезду петербургским ресторанам получить не удастся. Сначала заведение должно быть рекомендовано к посещению. По его словам, в Петербурге в настоящий момент есть всего несколько ресторанов, достойных мишленовской награды, среди них он называет Birch,мBetulla, BoBo и Nordic. Рестораторы, чтобы получить мишленовскую звезду, должны стремиться к авторским и оригинальным концепциям, образцовому обслуживанию и создавать уникальную атмосферу, говорит Гарбар.