Карл Лагерфельд. Дерзкий феномен XX века
Идеальные балетки, забавные меха и знаковая коллаборация кутюра с масс-маркетом10 сентября знаменитому гению моды Карлу Лагерфельду могло бы исполниться 90 лет. Впрочем, дизайнер кокетливо скрывал свой возраст, называя в интервью разные годы рождения до тех пор, пока дотошными журналистами не была найдена официальная запись о крещении, датированная 1933 г. За свою более чем 60-летнюю карьеру кайзер Карл, как его уважительно называли в модных кулуарах, успел многое: ввести понятие фриланс в обиход и поработать в таком режиме с крупными домами моды: Fendi, Chloé, Charles Jourdan, Krizia, Curiel, Tiziani, вдохнуть новую жизнь в дело великой мадемуазель, создать собственный бренд Karl Lagerfeld и собрать библиотеку из 300 000 книг.
Его едкие крылатые фразы -«карлизмы», впечатляющую историю похудения на 40 килограмм ради заветного костюма от Эди Слимана и богатую наследницу миллионного состояния, любимую кошку Choupette (Шупет) знает каждый уважающий себя модник. Лагерфельда нельзя назвать новатором или изобретателем. Величайшим талантом художника было умение органично вписать в повседневную жизнь актуальные тренды, диктуемые эпохой. Вспоминаем пять знаковых творений модельера, которые навсегда изменили мир моды.
Лого тут, лого там
Сегодня логомания – одна из самых устойчивых и долгоиграющих модных тенденций, пережившая периоды яркого подъема, полного отторжения на фоне расцвета китайского рынка подделок и триумфального возвращения в современных коллекциях Демны Гвасалии, преемницы маэстро Вирджинии Виар и неожиданных двойных коллабораций таких мастодонтов моды, как Gucci X Balenciaga и Versace X Fendi.
Но именно Карл Лагерфельд в 80-х гг. прошлого века наряду с Gucci и Louis Vuitton не только стоял у истоков зарождающегося тренда, но и извлек из него максимум. Знаменитая монограмма итальянской марки Fendi, две буквы FF (ФФ) – дело рук маэстро. Логотип Лагерфельда, созданный буквально за пару минут, был не просто красивой картинкой, он имел как смысловое, так и творческое значение: Fun Furs – веселые или забавные меха. Для 60-х годов это была настоящая меховая революция. Ведь до того, как модельер взялся за развитие этого направления, дизайнеры по всему миру производили из роскошного материала лишь строгие силуэты. В течение этого десятилетия перевернутую монограмму можно было найти во всем – от одежды и аксессуаров до сумок и обуви, домашнего декора и даже детских колясок. Вариации на тему продолжают свое магическое действие и сегодня. Один из главных инфлюенсеров XXI в. Ким Кардашьян перефразировала двойную ФФ как Fendi Fun (фанат Fendi), а в 2018 г. в логотип органично вписалась коллаборация со спортивной маркой Fila. Повсеместное использование логотипа Chanel, еще одного модного дома, в которым трудился гений, помогла значительно омолодить аудиторию «бабушкиного бренда». Чего только стоят знаменитые сноуборды и доски для серфа с монограммой марки.
Шик, блеск, кроссовки
Как и положено великому таланту, маэстро Карл предсказал будущее моды на годы вперед. Один из самых интересных трендов его авторства – виртуозное соединение спортивной одежды и обуви с классической модой и даже вечерними платьями, получившее название спорт-шик. Впервые Лагерфельд выпустил моделей в кроссовках на подиум в далеком 1975 г. в весенне-летней коллекции бренда Chloe в качестве вполне подходящей обуви для вечернего шелкового платья. Тогда идея модельера была встречена прохладно. Но уже в 1981 г. обозреватель New York Times Мерлин Бетани отметила, что прогнозы Карла Лагерфельда слишком часто сбываются. В 1973 г. дизайнер предположил, что женщины начнут выходить в свет в одном белье; в 1974 г. создал нарядную версию шорт; а в 1975 г. виртуозно совместил шелковое платье с кроссовками.
В 2000 г. на показе модного дома Chanel старая идея в новом исполнении произвела настоящий фурор. Марка не только выпустила собственную спортивную модель обуви, но и совершила, пожалуй, первую в истории моды нишевую коллаборацию – на показе весенне-летней коллекции прет-а-порте 2001 г. модели вышли в специальных версиях кроссовок фирмы Reebok Instapump Fury дизайнера Стивена Смита. С тех пор спортивная обувь заметно похорошела и стала неотъемлемой частью стильного образа, за что маэстро большое спасибо.
Масс- маркет от кутюр
Сегодня совместными работами с известными марками и брендами никого не удивишь, но именно Карл Лагерфельд был первым дизайнером, создавшим коллекцию для масс-маркета. Его сотрудничество с крупнейшим в Европе шведским ретейлером H&M случилось почти 20 лет назад в 2004 г. В рамках совместной капсульной коллекции было создано в общей сложности 30 предметов одежды как для мужчин, так и для женщин в любимой модельером черно-белой цветовой гамме. В числе знаковых позиций отметим футболки с портретом Лагерфельда, строгие двубортные пальто, воздушные полупрозрачные платья, блестящие пиджаки и стильные узкие брюки. Коллекция, представленная в гораздо более доступном ценовом сегменте, чем люкс, была раскуплена в первые же часы продажи.
Стоит отметить еще одно знаковое сотрудничество дизайнера – коллаборацию с Vans, выпущенную в 2017 г. Результатом партнерства стала динамичная коллекция классических моделей Vans, переосмысленных в неповторимой стилистике Карла Лагерфельда. В капсулу из 12 предметов вошли свитшоты с совместным брендингом, любимые всеми футболки с портретом модельера, стильные бомберы, рюкзаки из премиальной кожи и кепки с козырьком в шашечку. Лагерфельд также поработал над шестью парами обуви Vans.
Двуцветное па
Одни из самых знаковых вещей модного дома Chanel – знаменитые двуцветные балетки за время существования модного дома модернизировались и менялись много раз, но вариант на плоской подошве, доведенный до идеала Карлом Лагерфельдом в 1984 г., сегодня является самой популярной моделью и эталоном стиля. Первоначально Габриэль Шанель в 1957 г. представила довольно скромные бежевые босоножки с мысом из черной лакированной кожи на небольшом каблуке. По замыслу модельера, бежевый цвет зрительно удлинял ноги, а контрастная деталь, наоборот, уменьшала длину стопы. Легенда гласит, что эта идея пришла в голову Коко Шанель после того, как она увидела похожие двухцветные туфли у персонала яхты ее друга, герцога Вестминстерского.
Карл Лагерфельд виртуозно доработал идею мадемуазель, и с тех пор марка не перестает ежегодно выпускать всевозможные интерпретации двуцветных балеток. Стеганые, из твида, винила, кружева и бархата, украшенные цепочками, монограммой Chanel, с изящным бантом и без, искусственно состаренные и в смелых цветовых сочетаниях – вожделенный маст-хэв всех настоящих леди и знаменитостей.
Модная ирония
Лагерфельд принес в фэшн-индустрию небывалую по тем временам смелость, граничащую с дерзостью, творческий задор и необходимую всем легкую иронию. Дизайнер любил провоцировать публику на своих показах. Например, в 1992 г. он пригласил принять участие в показе Fendi настоящих танцовщиц стриптиза и порноактрису Моану Поцци. Главный редактор американского Vogue Анна Винтур тогда оскорбилась и покинула шоу, что, кстати, никак не повлияло на продажи коллекции. Велосипедки и митенки в дополнение к строгим пиджакам, забавные аксессуары в виде зверюшек и игрушек, знаменитая версия сумки Fendi Peekaboo Monster с глазами, рваный твид, виниловые сапоги, вышитые жемчугом, трикотажные платья-майки, элементы хип-хоп культуры, разноцветные выстриженные цветочные узоры и бритый мех для коллекций модного дома Fendi. Карл Лагерфельд не раз балансировал на грани, шокируя модную аудиторию, при этом дальновидно оставаясь в тесном контакте с молодым поколением.
Масштаб личности Лагерфельда и его влияние на современную моду трудно переоценить. По словам главного куратора Института костюма в Метрополитен-музее легендарного историка моды Эндрю Болтона, Карл Лагерфельд наряду с Коко Шанель был тем дизайнером, который навсегда изменил ход истории моды.