Силуэты «Прекрасной эпохи»

Выставка в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» посвящена «Прекрасной эпохе»
Выставка «Костюмы «Прекрасной эпохи» показывает срез европейских модных веяний /Пресс-служба Государственного Эрмитажа

Героиням, фасонам и тонким материям «Прекрасной эпохи» посвящена новая выставка в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Belle epoque представляет собой целый культурный феномен, неотъемлемой составляющей которого является и мода. В эстетике «Прекрасной эпохи» воплотилась радость жизни, joie de vivre, которая ощущалась многими особенно остро в период между наполеоновскими войнами и началом Первой мировой, когда в воздухе звучали отголоски пороха и шампанского. 

Выставка «Костюмы «Прекрасной эпохи» показывает нам срез европейских модных веяний почти за полвека, начиная со сложносочиненных и изысканных нарядов Чарльза Фредерика Ворта, фаворита императриц и любимца светских львиц. Среди его постоянных клиенток числилась и российская императрица Мария Федоровна, доверявшая мэтру безоговорочно: она была готова полностью положиться на Ворта в выборе ткани и фасона. Излишне говорить, что она ни разу не была разочарована за все три десятка лет, что делала заказы в Модном доме Ворта.

Собирательный портрет модных образов «Прекрасной эпохи» нам дарят вечерние наряды и повседневные платья Марии Федоровны и последней российской императрицы Александры Федоровны, членов императорской фамилии и ближайшего окружения царской семьи. Многие экспонаты представлены на публике впервые. 

«Мы не ставили себе целью показать весь спектр европейских модных домов, но на выставке представлен замечательный австрийский дом G&E Spitzer, а также прекрасный парижский дом Morin-Blossier, основанный сестрами Блосье, – рассказывает автор выставки, хранитель эрмитажной коллекции костюма Нина Тарасова. – Можно увидеть и наряд работы Надежды Петровны Ламановой: визитное платье Александры Федоровны из тонкого сукна, которое напоминает по фактуре нежную замшу, и это расшито вертикальными блестками и цветами. Очень красивы два парадных платья работы Ольги Бельбенковой, принадлежавшие великим княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне и сшитые к празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 г.».

Финальный аккорд выставки – лаконичное платье борца с корсетами и певца свободы Поля Пуаре, создателя силуэта, который держался на плечах и свободно струил­ся по фигуре.

«Подчеркну, что перед нами мода аристократическая: еверопейские модные веяния, проникшие в Россию на волне Петровских реформ, касались только узкой части населения Российской империи», –  отметила Нина Тарасова.

Дополняют новую экспозицию предметы, без них сам процесс изготовления одежды был бы немыслим: старинные нити, игольники, ножницы, швейные машины, пуговицы, шкатулки для рукоделия, модные журналы и манекены.

Ежегодные выставки Галереи кос­тюма всякий раз становятся блокбастерами. Проект, которым руководит Нина Тарасова, развивается такими впечатляющими темпами, что генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыто делится планами экспансии.

«Богатая эрмитажная коллекция костюма незаметно превратилась в целый Институт истории костюма со своей программой, уникальной системой показа в специальном выставочном помещении, с исключительными достижениями реставраторов и эффектными новаторскими выставками. Сегодня представляется новый этап этого развития, пора думать о дополнительных помещениях», – отметил Михаил Пиотровский.