Силуэты «Прекрасной эпохи»
Выставка в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» посвящена «Прекрасной эпохе»Героиням, фасонам и тонким материям «Прекрасной эпохи» посвящена новая выставка в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Belle epoque представляет собой целый культурный феномен, неотъемлемой составляющей которого является и мода. В эстетике «Прекрасной эпохи» воплотилась радость жизни, joie de vivre, которая ощущалась многими особенно остро в период между наполеоновскими войнами и началом Первой мировой, когда в воздухе звучали отголоски пороха и шампанского.
Выставка «Костюмы «Прекрасной эпохи» показывает нам срез европейских модных веяний почти за полвека, начиная со сложносочиненных и изысканных нарядов Чарльза Фредерика Ворта, фаворита императриц и любимца светских львиц. Среди его постоянных клиенток числилась и российская императрица Мария Федоровна, доверявшая мэтру безоговорочно: она была готова полностью положиться на Ворта в выборе ткани и фасона. Излишне говорить, что она ни разу не была разочарована за все три десятка лет, что делала заказы в Модном доме Ворта.
Собирательный портрет модных образов «Прекрасной эпохи» нам дарят вечерние наряды и повседневные платья Марии Федоровны и последней российской императрицы Александры Федоровны, членов императорской фамилии и ближайшего окружения царской семьи. Многие экспонаты представлены на публике впервые.
«Мы не ставили себе целью показать весь спектр европейских модных домов, но на выставке представлен замечательный австрийский дом G&E Spitzer, а также прекрасный парижский дом Morin-Blossier, основанный сестрами Блосье, – рассказывает автор выставки, хранитель эрмитажной коллекции костюма Нина Тарасова. – Можно увидеть и наряд работы Надежды Петровны Ламановой: визитное платье Александры Федоровны из тонкого сукна, которое напоминает по фактуре нежную замшу, и это расшито вертикальными блестками и цветами. Очень красивы два парадных платья работы Ольги Бельбенковой, принадлежавшие великим княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне и сшитые к празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 г.».
Финальный аккорд выставки – лаконичное платье борца с корсетами и певца свободы Поля Пуаре, создателя силуэта, который держался на плечах и свободно струился по фигуре.
«Подчеркну, что перед нами мода аристократическая: еверопейские модные веяния, проникшие в Россию на волне Петровских реформ, касались только узкой части населения Российской империи», – отметила Нина Тарасова.
Дополняют новую экспозицию предметы, без них сам процесс изготовления одежды был бы немыслим: старинные нити, игольники, ножницы, швейные машины, пуговицы, шкатулки для рукоделия, модные журналы и манекены.
Ежегодные выставки Галереи костюма всякий раз становятся блокбастерами. Проект, которым руководит Нина Тарасова, развивается такими впечатляющими темпами, что генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыто делится планами экспансии.
«Богатая эрмитажная коллекция костюма незаметно превратилась в целый Институт истории костюма со своей программой, уникальной системой показа в специальном выставочном помещении, с исключительными достижениями реставраторов и эффектными новаторскими выставками. Сегодня представляется новый этап этого развития, пора думать о дополнительных помещениях», – отметил Михаил Пиотровский.