Илья Ларионов: «Когда человеку публично говорят, о чем он думает, это поражает всех»

Менталист, иллюзионист и ведущий популярного шоу «Битва экстрасенсов» Илья Ларионов – о том, есть ли в жизни место чудесам
Илья Ларионов /Из личного архива

Что такое фокус: ловкость рук, магия или способ изменения сознания? Почему искусство иллюзии завораживает? Что оно дает зрителю и иллюзионисту? Фокусник и менталист Илья Ларионов, один из самых коммерчески успешных представителей своей профессии в России, искусно балансирует на грани виртуозной техники и непостижимого волшебства, умело соединяя в своих шоу-программах обыденное и непознанное. Как трансформируется и эволюционирует профессия иллюзиониста в современном мире и есть ли в нем место чуду, Илья Ларионов рассказал в интервью «Ведомости. Как потратить. Санкт-Петербург».

- Почему вы выбрали профессию иллюзиониста, в каких обстоятельствах это произошло?

- Мой выбор произошел через детское потрясение. Я всегда интересовался мистикой, непознанным. Я вырос в Алтайском крае – это место, где при болезни не пьют лекарства, а идут к бабкам, шаманам, знахарям. Единственным человеком, с кем я мог поговорить о неизведанном и загадочном, была моя прабабушка. Когда она умерла, мне было восемь-девять лет, и это стало для меня сильным ударом. Я не мог справиться с болью утраты, но вдруг мне, ребенку, показали простой фокус. И я внезапно переключился. Оказалось, фокус может ощутимо повлиять на состояние человека. Это и стало отправной точкой.

- Тем не менее вы получили классическое филологическое образование, мечтали стать переводчиком. Почему все же сменили сферу деятельности?

- Я учился в педагогическом на учителя английского и немецкого языков. Поработав немного учителем, я понял, что все слишком однообразно. Говорят, примерные люди все делают правильно, но они не способны на экстраординарные поступки. Мне же всегда хотелось быть немного за пределами обыденного, я с детства нащупывал эту грань, в том числе посредством фокусов. В тот же период жизни я поехал в Америку поработать вожатым в лагере и в силу определенных обстоятельств оказался там без денег. Чтобы заработать на билет, я вышел на улицу и начал показывать фокусы. За три дня я заработал нужную сумму и вернулся домой. Тогда я еще не понимал, что это мое будущее, но оказалось, что именно это я умею делать лучше всего. Поэтому в итоге фокусы и стали моей профессией.

- Индустрия иллюзии во многом тяготеет к обилию внешних эффектов. Вы же выходите на сцену в лаконичном черном костюме, но при этом способны мгновенно завоевать и постоянно удерживать внимание.

- Многие фокусники думают: чем вычурнее костюм, тем ты больше запомнишься. Они делают фокус ради фокуса. А я делаю его ради того, чтобы менять сознание, разрывать шаблоны. Однажды я провел эксперимент: встал на улице, и вокруг меня летала сигарета, но никто из проходящих мимо не заметил. А ведь это было чудо. Мне интересно вывести людей на другой взгляд на мир. Фокусы – мой язык общения с людьми, посредством которого я передаю им определенные эмоции.

- И все же: иллюзионист – это ловкость рук или нечто большее?

- Я знаю людей, у которых невероятная ловкость рук, но их неинтересно смотреть. Есть те, кто настолько стал шоуменом, что исчезло всякое желание следить за тем, что они делают. Для меня фокусник – это актер, который играет роль волшебника. Фокус сочетает в себе ловкость рук, знание и понимание психологии, умение вовремя среагировать на реакцию людей.

- Что должно произойти, чтобы случилась та самая магия?

- Магия возникает только тогда, когда в ответ на мой фокус рождается эмоция, чувствуется жизнь. Я помогаю людям выхватить это из эфира, чтобы они ловили свои эмоции, а главное – чувства друг друга. Это в итоге и останется с ними.

- У ваших шоу всегда высокий эмоциональный накал. За счет чего это достигается?

- Мы воспринимаем мир через пять органов чувств: вкус, запах, зрение, слух, прикосновение. Чем больше все эти элементы задействованы в шоу, тем более сильное впечатление оно производит, тем лучше запоминается. Поэтому я прорабатываю и визуальный ряд,  и музыку, и смыслы, и тактильные инструменты. Фокус – это моя попытка напомнить людям, что мир готов показать им чудо, если они будут готовы к этому.

- Какие иллюзионисты оказали влияние на ваше творчество?

- В первую очередь – Гарри Гудини. Многие современники считали его не лучшим фокусником. Например, знаменитое исчезновение слона на стадионе было сделано примитивно – часть людей, сидевших в определенной стороне, видели механику фокуса. Но это лишь пара тысяч человек, а миллионы прочитали в газетах о невероятной иллюзии. Он был гением пиара, любил громкие заголовки и не гнушался никакими приемами: неважно, что ты делаешь, важно, как об этом расскажут, так он рассуждал. Наверно, я к такому не готов. Но что-то в этом есть.

У Дэвида Копперфильда другая магия. Он раскрывал в фокусах истории людей. И от самого простого трюка люди плакали.  Деррен Браун – психологический иллюзионист,  у него совершенно другой принцип ментальных фокусов. Иллюзионист Дэвид Блейн радикально поменял правила игры. Он первым вышел на улицу с картами. Магия может быть практически бытовой, но от этого не менее мистической. У Блейна своя фишка – он бросает аудитории вызов и ходит по грани магии и реальности, играет на эмоциях. Глотает кольцо и достает его скрученной вешалкой. Что это – ловкость рук или особенность человеческого тела? Так, изучая других, постепенно привнося в профессию свои наработки, я и создал свой стиль.

- В чем его особенность?

- Фокус – как алфавит: буквы знают все, а слова получаются разные. Я вывел семь принципов: исчезновение, появление из воздуха, телепортация, левитация, прохождение одного сквозь другое, разорванное – восстановленное и необычное явление. Еще есть ментальная магия – предсказание, внушение мысли, чтение мысли. На этом строится вся индустрия. А дальше начинается джаз. Ты знаешь принципы, берешь разные предметы и каждый раз делаешь по-новому. И самая большая награда – когда ты видишь, как ты меняешь сознание людей, какие эмоции они испытывают.

- Как развивается профессия иллюзиониста?

- Появляются новые технологии, и нужно уметь на это реагировать. Есть мобильный телефон, есть ловкость рук – когда ты соединяешь это, получается магия. Экраны, голограммы – тоже инструменты для выражения магии. Люди становятся более искушенными. Самое сильное, что сейчас есть, – ментализм. Я умею создавать иллюзию чтения мыслей. Когда человеку публично говорят, о чем он думает, это поражает всех – и его, и зрителей.

- В фильме «Престиж» иллюзионисты были готовы положить свою жизнь ради сохранения секретов фокуса. Вам близко такое отношение к профессии?

- Для меня секрет фокуса – это всего лишь инструмент. В наш век разгадку любого фокуса можно найти в интернете, было бы желание. Но в момент, когда ты переживаешь чудо, ты не думаешь о технической части. Слушая красивую музыку, я не иду смотреть, какие там ноты. Пусть зритель получит удовольствие от того, как я это делаю, пусть в нем проснутся чувства – волнение, интерес, любовь, страх. Есть иллюзионисты, фокусы которых я прекрасно знаю, но я готов вновь и вновь смотреть, как они это преподносят. Я не готов положить жизнь, чтобы сохранить секрет. Это не мой мотив. Мой мотив – заставить людей поверить в чудо, убедить их, что оно есть.

Однажды меня попросили во время фокуса сделать подарок человеку – шариковую ручку. Обыкновенную для всех, но, оказалось, утерянную и очень дорогую для этого человека. Технически это не сложно. Но эмоция, которую мы получили в ответ, была ошеломляющей. Я стал проводником чувств, которые люди, возможно, никогда не осмелились бы проявить друг к другу в других обстоятельствах. Для меня это и есть настоящая магия и пример чуда.

«Как потратить.Санкт-Петербург» №62, декабрь-январь 2022-23 г.