Как потеря склада повлияет на позиции Wildberries на Северо-Западе

Если компании не удастся оперативно отработать ситуацию, рынок займут конкуренты
Сроки доставки товаров на Северо-Запад страны могут увеличиться, что может привести к потере части оборота

Компания Wildberries с 15 января активно начала компенсировать продавцам и покупателям убытки, нанесенные пожаром на складе в Шушарах 13 января. По предварительным подсчетам, убытки составляют около 1% от общего товарооборота маркетплейса. По данным онлайн-ретейлера, оборот от продаж товаров и услуг Wildberries в первом полугодии 2023 г. увеличился на 94% до 1,22 трлн руб., во втором квартале оборот достиг 644 млрд руб. (+89% год к году).

Пока что компании предстоит полностью компенсировать потери продавцов и вернуть средства покупателям, чьи заказы не были выполнены. Этот процесс может занять до трех месяцев. Конечно, сложнее всего будет заменить сгоревший склад в условиях острого дефицита свободных помещений на рынке. В результате сроки доставки товаров на Северо-Запад страны могут увеличиться, что приведет, вероятно, к потере части оборота для компании.

На сегодня доля складских помещений, готовых к аренде, в Петербурге и Ленобласти близка к нулю. По данным IPG.Estate, она составляет 0,1%. Все, на что может рассчитывать Wildberries в нынешних условиях, это суммарно 26 000 кв. м: 6000 кв. м уже арендованных у «Ленты» на Московском шоссе и 20 000 кв. м – на юге города, о которых компания ведет переговоры. Против пострадавших от пожара 70 000 кв. м это немного.

В Wildberries прекрасно понимают: если им не удастся оперативно отработать ситуацию с помещениями, рынок займут конкуренты. Уже сейчас отмечаются несущественные всплески заказов у конкурирующих онлайн-ретейлеров. Это объясняется двумя факторами. Во-первых, та часть покупателей, которая боялась совершать покупки на Wildberries после пожара, перетекла на другие площадки. Во-вторых, у поставщиков маркетплейсов, в частности Ozon, есть остатки товаров в Петербурге, соответственно, покупатели могли заказать нужные им товары с привычной для них быстрой доставкой. Если посмотреть на ситуацию по близлежащим складам («Уткина заводь», «Электросталь», «Коледино»), после инцидента в 2 раза увеличилось число заказов только с «Уткиной  заводи». Это говорит о том, что спросом начали пользоваться товары, аналогичные тем, что сгорели в Шушарах. Говоря о других репутационных рисках, можно отметить, что Wildberries не раз за последние полгода становилась объектом негативных инфоповодов.

Но у компании есть все шансы закрыть пробелы и удержать лидирующую позицию на рынке онлайн-ретейла. Wildberries быстро отреагировала на волнения после ЧП. Уже 15 января значительная часть продавцов и покупателей получила первые компенсации и средства за отмененные заказы. Более того, чтобы поддержать высокий оборот товаров, компания возместила поставщикам суммы в разы больше, чем ожидалось: не за вычетом скидки, которую продавец выставил за товар, а по полной стоимости. В дальнейшем за этим последуют корректировки в финансовых отчетах поставщиков. Компания в кризисной ситуации выбрала довольно правильную стратегию коммуникации — обеспечила прозрачный процесс урегулирования ЧП: и для поставщиков, и для покупателей, и для общественности. 

Стоит также отметить, что в связи с ситуацией в Шушарах с 15 января легковоспламеняющиеся товары (бытовую химию, часть товаров для сада, огорода, автомобилей и некоторую косметику) будут принимать только три склада. Сейчас селлеры переживают за скорость доставки до покупателей. Пришло время искать фулфилменты и налаживать логистику по-новому тем, кто до сих пор делал поставки на одни и те же склады. Также уже через сортировочные центры (СЦ) такие товары сдать нельзя. Соответственно, продавцам, кто пользовался бесплатным транзитом через СЦ, нужно переходить на новые логистические схемы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.