ТОП-33 российских бизнес-школ. Народный рейтинг MBA.SU – 2024

В опросе участвовали выпускники программ MBA и Executive MBA
В опросе 2024 г. участвовали 1290 человек /Freepik

В этом году Народному рейтингу российских бизнес-школ исполняется пятнадцать лет, а порталу «МВА в Москве и России» (mba.su), который является его организатором, – двадцать. В течение пятнадцати лет Народный рейтинг, непосредственно основанный на оценках выпускников, является одним из объективных индикаторов состояния отечественных флагманских программ бизнес-образования – программ МВА и Executive MBA. Именно они, как наиболее концептуальные и сложные, определяют лицо бизнес-школы.

Отечественное бизнес-образование вступило в очередную фазу своего развития, обусловленную кардинальными экономическими, политическими и технологическими изменениями последних лет. К долговременным основным трендам на дальнейшее повышение качества обучения на программах МВА, повышение их актуальности и практикоприменимости полученных знаний, добавились новые, связанные с вопросами цифровой трансформации и поисками новых образовательных партнеров на новых рынках. Продолжается сближение бизнес-школ с бизнесом, чей менеджмент все активнее участвует в процессе обучения в качестве преподавателей и экспертов. Продолжаются попытки интеграции наиболее «горячих» вопросов и проблем бизнеса в программы МВА, поиски наиболее эффективных форматов обучения.

Бизнес-образование – сложная система, включающая большое число факторов, отражающих всестороннюю деятельность бизнес-школы по организации учебного процесса на МВА, деятельность самого слушателя таких программ и эффективность группового окружения. Оценить влияние каждого из этих многочисленных факторов на результат обучения очень сложно.

Поэтому в основу Народного рейтинга заложен бизнес-ориентированный подход, ставящий в главу угла удовлетворенность клиента обучением и его результатами, замеряемая с лагом в два-три года после окончания МВА, когда опыт обучения осознан и проанализирован ими  в полной мере.

В опросе 2024 г. участвовали 1290 человек, проходивших обучение в 35 бизнес-школах из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска и Владивостока, представляющих практически весь национальный рынок программ MBA и EMBA. В опросе участвовали выпускники программ MBA и Executive MBA, имеющих разную стоимость – от недорогих онлайн – до премиальных очных программ. 

Коллективный портрет участника опроса

Социально-демографические характеристики опроса следующие. Две трети (77%) выпускников–участников опроса являются топ-менеджерами и владельцами бизнеса, 20% – руководители среднего звена управления и 3% – линейные менеджеры и специалисты. Возрастные группы опрошенных менеджеров: 25–29 лет (4%), 30–35 лет (19%), 36–40 лет (35%), 41–45 лет (28%), 46–50 лет (12%), свыше 50 лет (2%). Две трети (63%) выпускников-участников опроса составили мужчины, чуть больше трети – женщины.

«Это было забавное путешествие, развитие со всех сторон»

Очень трудно однозначно ответить на вопрос, что является главным результатом обучения на МВА. Как правило, этот результат многоплановый, не сводящийся к одному показателю. Знания и навыки, но только ли они? Вот, как выпускники МВА описывают результаты своего обучения:

  • «знания, навыки, переосмысление бизнеса, благодаря обучению я решился и закрыл направление бизнеса, которое забирало много моего времени и не приносило дохода и запустил новое направление, которое приносит, на сегодняшний день в десятки раз больше прибыли, оно более перспективное и глобальное».

  • «изменение взглядов на вещи в жизни, как в профессиональной области, так и в личной»

  • «личная перезагрузка»

  • «трансформация мышления, структурирование имеющихся знаний и навыков, расширение кругозора, самопознание»

  • «другой уровень мышления, выход на новые управленческие роли»

  • «желание развиваться далее, не останавливаться на достигнутом»

  • «огромная сеть профессиональных контактов»

  • «систематизация знаний, возможность общения с людьми»

  • «уволился из компании и запустил свой бизнес»

  • «повышение своего личного статуса внутри компании»

  • «это было забавное путешествие, развитие со всех сторон».

МВА

Изменение в карьере после МВА

Один из основных показателей любых образовательных рейтингов – карьерный рост выпускника. И хотя он необязательно должен повышаться во всех случаях (например, у слушателя-собственника бизнеса), на него всегда ориентируются, когда речь заходит о качестве обучения на МВА.

МВА

Как видно из диаграммы, половина менеджеров среднего звена повышает свой должностной статус, переходя на следующую ступень карьерной лестницы и становясь менеджерами высшего звена, или даже переходя в категорию собственников бизнеса. Число последних растет за счет перетока из всех категорий наемных менеджеров.

Рост дохода после МВА

Почти три четверти выпускников сообщили о росте своего дохода в течение двух лет после окончания МВА и ЕМВА. Вместе с этим, опрос показал, что у каждого пятого-шестого выпускника рост дохода отсутствовал. Однако было бы большой ошибкой рассматривать этот факт, как свидетельство неэффективности МВА - рост дохода может проявиться и позже. Кроме того, на статистику влияет массовый переход наемных менеджеров в собственники бизнеса, который на старте чаще всего не приносит прибыли.

МВА

Народный рейтинг российских бизнес-школ – 2024

Говорят руководители ведущих бизнес-школ 

Сергей Мясоедов, директор Института бизнеса и делового администрирования Президентской академии, президент Российской ассоциации бизнес-образования:

Осень 2024 г. – время наборов на наиболее известные и популярные продукты и программы ведущих бизнес-школ России и мира. Не является исключением и флагманская бизнес-школа российского рынка делового и управленческого образования – ИБДА РАНХиГС. Несмотря на многочисленные публикации в СМИ о том, что происходит падение спроса на программы МВА/ЕМВА/DВА, что классический формат МВА устарел и т.п., ИБДА РАНХиГС по-прежнему считает эти программы основными в своем программном портфеле и связывает с их развитием свою стратегию.

За последние годы в программах МВА и ЕМВА существенно вырос удельный вес модулей и разделов, связанных с современными прорывными технологиями, возможностями их использования для повышения качества управления. Особый интерес руководителей бизнеса высшего и среднего эшелонов, обучающихся на программах МВА и ЕМВА, привлекают проблемы использования в современных управленческих моделях инструментария искусственного интеллекта (AI), нейропсихологии, оптимизационных моделей из арсенала «бережливого производства», вопросов управления рисками при инвестировании на высоко волатильных рынках и другие. Нам представляется, что программы МВА/ЕМВА/DBA и, особенно, их новые разделы, позволяющие существенно нарастить потенциал руководителей, создать синергию человеческого капитала и прорывных технологий, будут оставаться востребованными и в будущем. Причем, не только в ближайшие 5-10 лет, а и в более долгосрочной перспективе.

Александр Ким, ректор Московской школы управления «Сколково»:

Сегодня бизнес по всему миру сталкивается с турбулентностью и различными вызовами. Эти вызовы требуют от лидеров бизнеса гибкости, адаптивности и умения принимать стратегические решения в условиях неопределенности. Компании должны быть готовы к изменениям и постоянно оценивать и переоценивать пути и способы достижения своих целей.

В этом контексте миссия Московской школы управления «Сколково», которая была определена еще много лет назад, остается актуальной — готовить людей, способных развиваться, развивать страну и мир. В рамках этой миссии я бы выделил пять ключевых направлений нашего развития на ближайшее будущее:

  • развитие лидеров — людей, способных успешно управлять бизнесом и достигать целей — как личных, так и целей организаций, которыми они управляют

  • развитие талантов — тех, у кого есть еще не раскрытый потенциал создания ценности для общества

  • новая международность — расширение, развитие и укрепление академических и бизнес-связей с новой экономической географией страны

  • интеллектуальное лидерство — создание новых знаний через исследования и продвижение управленческой науки

  • инновационность образования — внедрение новейших практик и технологий в учебный процесс.

Мы чутко следим за повесткой корпораций и бизнесменов, поддерживаем связь со слушателями, узнаем их запрос. Благодаря этому мы можем быстро разрабатывать новые форматы, улучшать наполнение программ, изучать и предлагать новые темы.

Ярослав Павлов, ректор Бизнес-школы ИМИСП:

Бизнес-школа ИМИСП прилагает большие усилия к развитию программ. Все они выстраиваются от потребностей руководителей на разных этапах карьеры. Это лежит в основе логики формирования нашего портфеля программ. Для ИМИСП статус независимой бизнес-школы – основа для достижения высокого качества. С одной стороны мы свободны от бюрократии больших ВУЗов, с другой стороны ИМИСП – одна из немногих бизнес-школ, развивающаяся в настоящих рыночных условиях, а значит постоянное улучшение программ и максимальная удовлетворенность нашего клиента результатами обучения – это залог нашего существования и развития. С 2021 г. мы занимаем 1-е место в рейтинге независимого портала MBA.SU, что лишний раз подтверждает, правильность избранного направления. Благодарим наших выпускников за высокую оценку!

Владимир Копцев, директор центра программ MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ:

Признание ВШБ бизнес-школой «первого выбора» не только радует нашу команду, но и подтверждает, что обновленная программа MBA соответствует самым высоким образовательным стандартам. И самым требовательным ожиданиям слушателей.

Сегодня количество вызовов и скорость изменений внешней среды резко возросла. Чтобы бизнес-стратегии и личные профессиональные навыки соответствовали этой динамике, требуется всестороннее бизнес-образование, а также лидерская среда общения с «себе подобными». Все, кто пришел к нам на MBA, позитивно оценивают обновления программы, которые мы сделали по двум трекам: внедрение предпринимательского мышления в условиях, когда все больше компаний занимаются внутрифирменным предпринимательством. И второй трек – технологический, усилили все, что касается навыков принятия решений на основе сбора и анализа данных, в том числе, для новых стратегий инвестирования в высокие технологии и инновационные разработки.

На рынке сформировался четкий тренд: для успешного развития в крупных корпорациях диплом MBA становится обязательным критерием, позволяющим заявлять о своих амбициях. Гордимся тем, что Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ предлагает такую среду, где каждый слушатель может развивать лидерские навыки и профессиональные компетенции. 

 

 

Методика подсчета

Критерии  оценки:

1)   рост дохода в течение двух–трех лет после окончания обучения

2)   карьерный рост после получения степени МВА/EMBA

3)   уровень деловых связей, приобретенных в бизнес-¬школе

4)   уровень личного и профессионального развития

5)   влияние обучения на развитие бизнеса.

Весовые коэффициенты (степень влияния на итоговую оценку школы):

• рост дохода и карьерный рост — 1,0

• личное и профессиональное развитие — 0,67

• деловые связи — 0,33

• влияние обучения на развитие бизнеса: 1,0 для топ-менеджмента и собственников бизнеса; 0,4 – для менеджмента среднего звена; 0,2 – для линейных менеджеров

Такое распределение весов связано с уровнями приоритетности целей поступающих в бизнес-¬школы и последующего влияния критерия на результат от обучения, а также степенью влияния менеджеров разных уровней на бизнес-результат.

Итоговый балл для каждой школы рассчитывался по формуле:

где

R – оценка роста дохода

С – оценка карьерного роста (для наёмных менеджеров)

F – оценка личного и профессионального развития

В – оценка деловых связей

DT – оценка влияния обучения на развитие бизнеса топ-менеджеров

DM- оценка влияния обучения на развитие бизнеса менеджеров среднего звена

DL – оценка влияния обучения на развитие бизнеса линейных менеджеров

N — количество анкет.

 Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».