Рекламные операторы отказываются брать заказы у оппозиции
В Смольном уверяют, что это «чисто коммерческая история»Три политические партии столкнулись с трудностями при размещении наружной рекламы в Петербурге. Хотя сейчас, до объявления выборов и выдвижения кандидатов, политическая реклама совершенно законна. Представители «Единой России» на сложности с наружной рекламой не жалуются.
Как рассказал «Ведомостям» первый секретарь горкома КПРФ Роман Коненко, попытка разместить рекламу с символикой партии и изображением Владимира Ленина в сити-формате на остановках общественного транспорта натолкнулась на сопротивление со стороны операторов наружной рекламы. «Мы сделали заказ через рекламное агентство. Два из четырех операторов, с которыми работает агентство, сразу отказались. Один из них сообщил, что такую рекламу нужно утверждать в комитете по печати, что согласование длилось долго, все завершилось отказом от сотрудничества с нами. Но мы разместили рекламу у четвертого оператора – правда, по самым высоким расценкам», – говорит Кононенко.
Владислав Кипарский, исполнительный директор рекламного агентства «Прямая линия», которое сотрудничает с региональным отделением КПРФ, отметил, что собственники рекламных площадей иногда отказывают в размещении рекламы «исходя из собственных представлений о прекрасном», а не по указанию властей. Отказы операторов происходят не только в случае политической рекламы, говорит он. «Это совершенно обычное явление. Сейчас, например, есть запрос на размещение рекламы рок-группы с сомнительным названием. И многие операторы отказываются ее размещать. Была сложность с размещением рекламы ритуального агентства – операторы не хотели ее ставить, опасались жалоб граждан», – объясняет Кипарский.
С проблемой размещения рекламы со своим портретом столкнулся один из членов петербургского отделения Партии роста, который собирается участвовать в выборах в законодательное собрание Петербурга (он просил не указывать его фамилию). Потенциальный кандидат хотел, чтобы его изображение появилось на остановках в одном из районов города. Однако в рекламном агентстве ICU-Agency ему сказали, что такое размещение недопустимо, так как кандидатов в депутаты можно рекламировать только во время предвыборной кампании. Макет с изображением кандидата, как ему объяснили, не прошел согласования в городском центре размещении рекламы. В ICU-Agency «Ведомостям» подтвердили, что такая проблема действительно была, но отказались ее комментировать.
Член городской избирательной комиссии с правом решающего голоса Дмитрий Краснянский пояснил, что политическая реклама допустима до объявления выборов. «Агитационная кампания начинается с процедуры выдвижения кандидата и открытия избирательного счета. До этого все, что кандидат делает, не является агитацией. Политическая реклама у нас абсолютно не запрещена», – говорит Краснянский. Партии будут выдвигать свои списки и кандидатов по мажоритарным округам после объявления выборов – это не раньше июня, уточнил он.
Как устроен рынок наружной рекламы в Петербурге
Объем рынка наружной рекламы в Петербурге в 2020 г. составил, по оценкам АКАР Северо-Запад, 2,39 млрд руб. Он сократился в сравнении с 2019 г. на 22%.
В городе в 2020 г. насчитывалось 17 833 стороны (данные Северо-Западного отделения компании «Эспар-аналитик»).
39% (+2% к 2019 г.) сторон принадлежит оператору Russ Outdoor. Еще 22% имеет компания Poster, 15% (-1%) у «Рекламы центр».
По подсчетам АКАР, доля диджитал-сторон от общего количества рекламных поверхностей составляет 17%.
Рынок транзитной рекламы оценивается в 919 млн руб. Он в прошлом году потерял 45% от объема 2019 г.
В региональном отделении Партии роста рассказали, что реклама Оксаны Дмитриевой (главы фракции этой партии в городском заксобрании) появится в округе №217, где она собирается баллотироваться в Госдуму. Ранее два источника «Ведомостей», близких к администрации президента, рассказывали, что избрание Дмитриевой согласовано на Старой площади.
Со сложностями столкнулось и петербургское отделение партии «Справедливая Россия – за правду». Как сообщили «Ведомостям» два источника в отделении партии, аппарат отделения вел переговоры с ГУП «Горэлетротранс» о том, чтобы разместить в трамваях и троллейбусах партийную рекламу. Согласования шли с начала года, но в последний момент ГУП отказался продавать площади, вероятно, не желая связываться с оппозиционной повесткой, говорит функционер партии. «Ведомости» направили запрос в комитет по транспорту Петербурга. Ответа пока получить не удалось.
У представителей «Единой России» сложностей с наружной рекламой не возникает. Руководитель фракции «Единая Россия» в законодательном собрании Петербурга Александр Тетердинко, который готовится к участию в выборах в Госдуму, сообщил «Ведомостям», что без проблем купил площади на шести билбордах в округе №212.
Рекламные щиты с изображением депутата Госдумы от « Единой России» Евгения Марченко появились на его выборной территории еще в 2020 г. 6 марта он подал заявление об участии в праймериз ЕР.
Отвечающий за внутреннюю политику вице-губернатор Петербурга Александр Бельский заявил «Ведомостям», что органы власти не занимаются политическим цензурированием рекламы, всё решают только собственники площадей. «Мы на это влиять не можем. Это коммерческие организации. Расценки, торги, кто кого ставит – это их вопросы, это коммерческая история и не имеет к нам никакого отношения. Пока выборы не начались, мы ничего регламентировать не можем», – отметил Бельский.
Директор Северо-Западного отделения Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Наталья Пилатова заявила, что политическая цензура со стороны рекламных операторов не может быть массовой тенденцией. Если такие случаи и были, то они единичны, сказала она.