Что известно о новом врио губернатора Калининградской области

Политологи рассказали, какие задачи Алексею Беспрозванных придется решать на новом посту
Пресс-служба Минпромторга

Президент России Владимир Путин 15 мая назначил бывшего замминистра промышленности и торговли Алексея Беспрозванных временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области. Об этом сообщили в пресс-службе Кремля. Беспрозванных сменит на этом посту Антона Алиханова, который днем ранее указом президента был назначен главой Минпромторга РФ.

Беспрозванных родился 23 августа 1979 г. в городе Лениногорск Казахской ССР. В 2002 г. окончил Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова по специальности «технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», получив степень магистра техники и технологий, и в том же году получил диплом по специальности «экономика и управление на предприятии машиностроения». В 2009–2010 гг. прошел обучение по программе Executive MBA в Сколково.

Карьера Беспрозванных началась с должности специалиста-консультанта (по внедрению ERP-систем) в ООО «Байт Софт» в Барнауле, которую он занял в 2002 г. В 2003–2004 гг. возглавлял сектор абонентского оборудования в ЗАО «МТС-Барнаул». В 2005 г. Беспрозванных назначили директором по работе с ключевыми клиентами, а в 2008 г. – коммерческим директором по работе с бизнес-рынком ОАО «МТС» макрорегиона «Сибирь». В 2009-2012 гг. Беспрозванных занимал должность директора филиала ОАО «МТС» в Воронежской области.

Затем Беспрозванных перешел из бизнеса в региональный правительственный блок, в августе 2012 г. получив пост заместителя председателя Правительства Воронежской области, где курировал промышленность, транспорт, связь, информационные технологии, потребительский рынок и туризм. В мае 2016 г. он был назначен директором департамента региональной промышленной политики Минпромторга, а в декабре 2017 г. – заместителем министра промышленности и торговли. На этой должности он курировал вопросы промышленной политики в регионах, развитие индустриальных парков и технопарков, добычу и производство драгоценных металлов и камней.

Также важно отметить, что Беспрозванных является выпускником «школы губернаторов» – программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС.

Курс на преемственность

Опрошенные изданием эксперты называют назначение Беспрозванных на пост врио губернатора Калининградской области предсказуемым решением с учетом его опыта работы в Минпромторге. Напомним, что экс-губернатор региона Алиханов до работы в Правительстве Калининградской области, в 2013 г. также занимал пост в Минпромторге – в департаменте госрегулирования внешнеторговой деятельности министерства в должности замначальника одного из отделов. В том же году его повысили до директора департамента.

«Калининградская область традиционно относится к «епархии» Минпромторга. Соответственно выстраивается преемственность, регион с назначением Беспрозванных остается в зоне влияния министерства. При этом Алиханов как глава Минпромторга в какой-то степени продолжит курировать регион, который хорошо знает», – полагает политолог Петр Быстров.

Политолог Илья Гращенков добавляет, что с 2022 г. на фоне антироссийских санкций Минпромторг находится на «острие атаки». «Это связано с вопросами импортозамещения, логистики. И эти проблемы в значительной мере актуальны для Калининградской области, которая оказалась фактически заблокированной», – отметил он. Напомним, что в 2022 г. Литва ограничила транзит товаров в область из основной части России. Автомобильный транзит в Калининградскую область до сих пор остается серьезной проблемой. Литва также внедрила систему квот и на железнодорожные перевозки, они будут постепенно сокращаться. Но за два года логистику маршрутов в регион и из него удалось перестроить. Наиболее перспективное направление для развития грузоперевозок сейчас – морское.

Доставка грузов морскими линиями в Калининградскую область была усилена летом 2022 г., когда Литва уведомила, что прекращает пропускать транзитные подсанкционные товары. Как ранее сообщал Алиханов, морским путем в настоящее время перевозится 40% всего грузооборота. На конец 2023 г. на морских линиях работало более 20 судов. Среди них четыре железнодорожных парома, 19 сухогрузов и два танкера. В 2024 г. к ним добавился контейнеровоз, а в ближайшее время должно выйти на маршрут RoRo-судно, на котором можно будет перевозить грузовики. Кроме того, для региона к 2029 г. могут построить еще два-три новых железнодорожных парома.

По мнению Гращенкова, прошлый опыт работы Беспрозванных в качестве директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга во многом стал определяющим при выборе его кандидатуры на должность врио губернатора Калининградской области. Быстров добавляет, что еще одним фактором стало то, что Беспрозванных окончил «школу губернаторов». Из пяти врио, которые были назначены президентом 15 мая, четыре прошли соответствующее обучение. Кроме Беспрозванных речь идет об Илье Сердюке (врио губернатора Кемеровской области), Алексее Смирнове (врио губернатора Курской области), Дмитрии Демешине (врио губернатора Хабаровского края).

Вызовы для нового врио

По мнению экспертов, Беспрозванных в роли врио губернатора Калининградской области продолжит курс развития региона, начатый Алихановым. Основные сложности остаются прежними – решение проблем, связанных с логистикой, развитием промышленности и рынка сбыта товаров с учетом санкций.

Как отмечает политолог Дмитрий Солонников, основным вызовом для региона стала частичная остановка промышленного производства, которое во многом было ориентировано на внешние рынки, включая автомобилестроение. В 2023 г. в Калининграде промышленное производство сократилось на 5,3%. Как комментировал Алиханов в интервью «Ведомостям», до 2022 г. фиксировался рост промпроизводства, но в 2022 г. обрабатывающее производство снизилось на 20,5% по сравнению с 2021 г. Однако по итогам I квартала 2024 г. индекс промпроизодства в регионе вырос, составив 107,9%.

Одним из главных промышленных предприятий в регионе является автомобильный завод «Автотор». Сейчас на предприятии – 12 новых производств автокомпонентов, пять из них планируют запустить в этом году – это заводы цветного литья, электродвигателей, электронных систем управления, пластиковых деталей, оборудования и оснастки.

Гращенков отмечает, что до 2022 г. завод в том числе производил сборку автомобилей под брендом BMW, но после введения санкций переориентировался на работу с китайскими брендами. «Ранее речь шла об отверточной сборке, но сейчас на фоне курса на импортозамещение перед предприятием стоит задача повышения уровня локализации производимой продукции. Соответственно, эта тоже одна из задач для нового врио в рамках промышленности», – говорит он.

Также надо отметить, что в регионе находится Калининградский янтарный комбинат (предприятие по промышленной добыче янтаря), учредитель которого – госкорпорация «Ростех». Гращенков полагает, что с точки зрения объемов добычи в перспективе ситуация не поменяется, однако на фоне ограниченных связей с соседними странами будет необходимо развивать новые рынки сбыта продукции. Возможны также варианты использования сырья для производства добавок, например для косметической продукции.

Солонников добавляет, что в отношении добычи и производства янтаря перед регионом всегда остро стоял вопрос незаконной добычи и контрабанды, которая шла через Калининград. «Эта проблема имеет глубокие корни и передается по наследству от одного главы региона к другому. Но с контрабандой сейчас проще в силу закрытых границ», – добавил он.

Помимо промышленности и логистики основным направлением, которое придется развивать новому врио, является туризм, считают эксперты. Напомним, что Калининградская область в 2023 г. приняла рекордное число туристов – более 2 млн человек, улучшив показатель 2022 г. на 11%.

Период работы Алиханова в качестве главы Калининградской области запомнился проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 г., что также усилило туристическую привлекательность региона. В 2018 г. был построен футбольный стадион «Калининград» для проведения матчей чемпионата на 35 000 болельщиков. Затем его переименовали в «Ростех Арену». Другой туристический мегапроект, о котором тоже было заявлено при губернаторстве Алиханова, – курорт «Белая Дюна» (или «Русская Балтика»), который реализуется вместе с «Туризм.РФ». Ожидается, что проектирование и необходимая инфраструктура появятся до 2030 г., а строительство будет идти до конца 2033 г.

«Алиханов стал развивать это направление, и в определенной степени Калининград стал заменой европейским туристическим направлениям. Но сейчас на повестке стоит расширение туристической инфраструктуры (гостинцы, рестораны), поскольку в высокий сезон она практически заполнена. Даже если потенциальные инвесторы есть, необходимо решение многих вопросов, связанных с землей под строительство, кредитами, гарантиями и преференциями, а эти вопросы напрямую зависят от действий главы региона», – резюмировал Гращенков.