Ученый совет Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета утвердил Политику применения генеративного искусственного интеллекта учащимися, исследователями и преподавателями Бизнес-школы. Документ устанавливает принципы использования ИИ в процессе обучения, а также при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.
ВШМ СПбГУ официально поддержала эффективное, этичное и прозрачное использование генеративного искусственного интеллекта, а также проактивное повышение ИИ-грамотности. Однако, применение возможностей GPT-чата других инструментов не должно нарушать условий выполнения заданий, требующих самостоятельности и тем самым подрывать ценность оценки обучения, сертификации и квалификации.
Факт использования обучающимися инструментов генеративного ИИ без уведомления преподавателя, должного оформления или в нарушении введенным ограничениям, может быть признан формой плагиата, и вести к соответствующим последствиям. Ознакомиться с полным текстом политики применения ГИИ ВШМ СПбГУ.
«Принятие этой политики для нас — важный шаг к созданию прозрачных и понятных правил использования ИИ в учебе. В ВШМ СПбГУ мы уже давно перешли от вопросов “нужно ли внедрять ИИ в образовательный процесс?” к конкретным действиям, которые формируют новую реальность. Настолько, что теперь мы обучаем преподавателей других вузов России, как эффективно использовать искусственный интеллект в обучении. Поэтому для нас принятие этой политики — не просто внутренний регламент, это манифест. Мы говорим всем вузам страны: хватит бояться, пора адаптироваться к новым условиям. Искусственный интеллект — не угроза, а мощный инструмент, который нужно грамотно интегрировать в образование, чтобы готовить студентов к вызовам будущего», — отметила Ольга Дергунова, заместитель президента — председателя правления банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ
Преподаватели ВШМ СПбГУ могут разрабатывать собственные памятки и рекомендации для студентов по использованию инструментов ИИ на их предметах. Если специальных разъяснений со стороны преподавателей нет, обучающиеся могут опираться на существующие стандарты и должны ограничивать объем сгенерированного контента – до 20% от всей работы.
«Основная идея, от которой мы отталкивались при разработке Политики, заключается в том, что ИИ — это инструмент. И как любым инструментом им нужно уметь пользоваться, а также различать ситуации, когда он применим, когда – нет. Политика дает преподавателям право определить это для каждой дисциплины – исходя из целесообразности применения, необходимости достичь образовательного результата и потребности в тех или иных ограничениях применения ИИ студентами в рамках курса», – рассказала Ольга Алканова, директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании, доцент кафедры маркетинга Высшей школы менеджмента СПбГУ.
Политика разработана экспертами направления «ИИ в образовании» Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ при участии Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации СПбГУ и преподавателей Бизнес-школы. Авторы опирались на общепринятые принципы, сформированные профессиональным сообществом, создающим, внедряющим и регулирующим технологии ИИ в самые разные области человеческой деятельности: этика, безопасность данных (особенно персональных), соответствие законодательству, поддержка и развитие критического мышления и творческого потенциала личности.
«Генеративный ИИ (ГИИ) – новая, но мощная технология, которая может как помочь, так и навредить при обучении. Для всех участников учебного процесса (как для преподавателей, так и студентов) нужен ориентир, который бы помог определить допустимые пределы использования ГИИ при решении образовательных задач. Таким ориентиром и выступает политика: определяет понятия, правила и ограничения», — уверен Сергей Севрюков, заместитель директора Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации СПбГУ.
По словам проректора по цифровой трансформации и информационной безопасности СПбГУ Владимира Старостенко, «инициатива Ученого совета ВШМ СПбГУ — пример того, как академическое сообщество может действовать “на опережение”, используя имеющиеся инструменты саморегулирования». При этом, как он отметил, «данная инициатива особенно заметна в контексте общих усилий, которые предпринимает Санкт-Петербургский государственный университет в данной области уже долгое время. Так, например в сентябре 2024 года на международной конференции “Диалог ректоров” был представлен проект концептуальных основ Меморандума об использовании искусственного интеллекта в высшем образовании, который был разработан ведущими экспертами СПбГУ, в том числе участвующими в деятельности соответствующих рабочих групп Альянса искусственного интеллекта, и специалистами Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации СПбГУ».
Авторы документа напоминают: несмотря на то, что генеративный ИИ может создавать новый контент, он не может генерировать новые идеи или решения проблем реального мира в том же смысле, в котором это может делать человек, поскольку он не понимает объекты реального мира или социальные отношения, лежащие в основе языка.