Апарт-отели в 2022 г. пополнили гостиничный фонд Санкт-Петербурга на 1500 номеров

При этом в классических гостиницах было открыто всего 223 новых номера
В сегменте классических гостиниц в 2022 г. было открыто лишь два отеля на 223 номера /Freepik

В 2022 г. в Санкт-Петербурге были введены в эксплуатацию восемь объектов с сервисными апартаментами (апарт-отелей) на 1500 юнитов. Такие данные в рамках форума коммерческой недвижимости ReForum: Update2023 16 февраля привела руководитель отдела исследований NF Group в Санкт-Петербурге Светлана Московченко. Среди наиболее крупных запущенных проектов она назвала Putilov Avenir, BW Zoom hotel, Izzzi на Банковском и др. (все проекты уровня «3 звезды»).

В то же время в сегменте классических гостиниц в 2022 г. было открыто лишь два отеля на 223 номера – Kostas и Maria (оба отеля уровня «4 звезды»). Московченко обратила внимание, что все последние годы гостиничный рынок пополняется по большей части апарт-отелями и чаще всего это объекты «3 звезды».

«Если еще несколько лет назад мы говорили о том, что у нас есть отели «4-5 звезд» и объекты без класса, но катастрофически не хватает качественных «троек», то сегодня можно сказать, что рынок стабилизировался. На рынке есть и «четверки», и «тройки»», – подчеркнула она.

Количество номерного фонда в апарт-отелях пока не превысило показатели гостиниц, но стремительно к ним приближается, отмечает эксперт. По данным NF Group, к концу 2022 г. совокупное предложение качественных форматных отелей Санкт-Петербурга категории «3–5 звезд» составило 118 объектов с суммарным номерным фондом 20 600 номеров. При этом номерной фонд сервисных апарт-отелей (на рынке гостиничной аренды) достиг 7600 юнитов в 30 объектах.

Московченко отметила еще одну тенденцию: уровень сервиса в апарт-отелях, а также цены на размещение начали приближаться к уровню классических гостиниц и практически сравнялись с ними. По данным агентства Hotel Advisors, в январе средняя стоимость размещения в отеле «3 звезды» в Санкт-Петербурге составила 3057 руб. В то же время средняя посуточная стоимость размещения в апарт-отелях города по итогам 2022 г. достигла 3780 руб.

По мнению Московченко, в ближайшие годы гостиничный фонд города продолжит пополняться в первую очередь за счет апарт-отелей. Классический гостиничный сегмент в центральных районах Санкт-Петербурга продолжит развиваться по большей части в реконструируемых объектах, так как в центре города уже не осталось участков под новую застройку. Также появление классических гостиниц можно ждать в пригородных локациях, где они будут привязаны к каким-то достопримечательностям.

«Гостиничных объектов в массовом объеме больше ждать не стоит. Раньше гостиницы строились под конкретных международных операторов: девелоперы строили объект, уже имея договор с УК. Сейчас данной тенденции мы не наблюдаем. Основной прирост будут давать апартаменты», – подчеркнула Московченко.

В то же время, по мнению Московченко, в ближайшее время не стоит ждать объявлений о запуске новых проектов, так как спрос со стороны покупателей на апарт-отели в прошлом году упал более чем в 2 раза.  

Коммерческий директор компании ПСК (управляет сетью апарт-отелей Avenir) Сергей Сафронов подтвердил, что в 2022 г. спрос со стороны покупателей на юниты в апарт-отелях упал в 2-2,4 раза к 2021 г. «Мы подтверждаем по своим проектам похожую динамику. За первые 4 месяца 2022 г. мы реализовали порядка 50% всех юнитов, а остальные 50% – за оставшиеся 8 месяцев», – рассказал он.

Он также подтвердил, что компания пока не рассматривает новые проекты в сфере сервисных апарт-отелей в связи с низким спросом на этот сегмент. Сейчас ПСП управляет тремя готовыми комплексами и еще один находится в стадии строительства. Бизнес планируется сосредоточить на сегменте управления. «Мы как большая управляющая компания запускаемся в операционное управление. Здесь у нас прогнозы более радужные, чем в продаже апартаментов, за счет увеличения внутреннего туризма и роста сегмента краткосрочной аренды апартаментов», – пояснил он.

Московченко тоже прогнозирует, что в ближайшее время конкуренция на рынке гостиничных услуг будет разворачиваться не между объектами, а между управляющими компаниями. «В следующем году эта конкуренция усилится. Иностранных туристов будет мало, по итогам 2022 г. их процент был не более 3%, все остальные – это внутренний турист. Чтобы обеспечить возвратный туризм, управляющие компании будут предлагать высокий уровень сервиса», – пояснила она.

Также на фоне ухода иностранных брендов с гостиничного рынка стоит ждать расширения влияния российских федеральных гостиничных операторов. «Одна из важных тенденций как по Петербургу, так и по РФ в целом – расширение географии российских управляющих компаний, которые уже работают на рынке», – рассказала Московченко. Среди примеров российских сетей, которые увеличивают экспансию на рынке, она назвала Azimut и Cosmos. Ранее «Ведомости» писали, что российская АФК «Система» (управляет группой Cosmos Hotel Group) выкупит номерной фонд норвежской Wenaas Hotel Russia AS. Российской группе перейдут шесть петербургских отелей: Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya, Park Inn by Radisson Pulkovskaya, Park Inn by Radisson Nevsky, Park Inn By Radisson Pulkovo, Radisson Blu Royal Hotel и Olympia Garden Hotel. Но в ближайшие годы гостиницы останутся с международными названиями в рамках текущих договоров с Radisson Hotel Group.