703 метра — «манифест всемогущества корпорации»

Бывший главный архитектор Петербурга и другие эксперты оценили «Ведомостям» новый высотный проект «Газпрома»
Новый небоскреб «Газпрома» должен стать вторым по высоте в мире после «Бурдж-Халифа» в Дубае (828 м) /ПАО «Газпром»

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер сообщил о планах построить в Петербурге небоскреб высотой 703 м на заседании совета по реализации соглашения о сотрудничестве между Петербургом и «Газпромом» 25 мая. Строительство второго небоскреба может обойтись корпорации дороже первого.

«Высота башни в 703 метра очень-очень символична. Это дань уважения истории – году основания великого города», – приводит слова Миллера пресс-служба компании. Автором концепции нового здания «Газпром» указывает шотландского архитектора Тони Кеттла, он же работал над архитектурным проектом построенного в Петербурге небоскреба «Лахта центр» (его высота 462 м). В «Газпроме» называют новый небоскреб «Лахта центр 2», говорят, что он станет вторым в мире после «Бурдж-Халифа» в Дубае (828 м). Обзорную площадку планируется разместить на высоте 590 м. Здание площадью 220 000 кв. м собираются возводить за счет средств проектного финансирования, его строительство будет осуществлять компания, не аффилированная с «Газпромом», сообщает корпорация.

Из эскизов следует, что небоскреб построят на острове, пресс-служба «Газпрома» уточняет, что он появится в районе первого «Лахта центра». Эта территория «закрепит за собой статус современного центра города», – информирует корпорация.

Финансовые параметры нового проекта не раскрываются. На строительство небоскреба «Лахта центр» было потрачено 155 млрд руб., видно из отчетности «Газпром нефти».

Стоимость постройки 1 кв. м нового небоскреба будет на 30–40% выше, чем при возведении первого «Лахта центра», говорит гендиректор Группы строительных компаний «СК ПСП» Дмитрий Плавник. По его подсчетам, себестоимость 1 м может составить от 300 000 до 350 000 руб., а общая стоимость проекта – превысить 70 млрд руб. «Цены на строительные материалы стремительно растут. Поэтому на момент выхода на стройку себестоимость может оказаться еще выше», – говорит Плавник, уточняя, что, не видя реальных проектных предложений, оценить расходы сложно.

Проект может оказаться полезным для градостроительного развития города и позиционирования бренда «Газпром» на мировой арене, считает гендиректор Colliers в Петербурге Андрей Косарев. «Уже известно, что двух построенных очередей «Лахта центра» не хватает, для того чтобы разместить там все структуры «Газпрома», поэтому логично было бы в новом небоскребе увеличить офисные площади», – говорит он.

Никакой экономической целесообразности в строительстве офисного здания такой высоты нет, полагает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Проведение коммуникаций на высоту до 703 м – слишком сложное и дорогое решение.

Судить о рациональности нового проекта «Газпрома» можно лишь после того, как первый «Лахта центр» будет введен в эксплуатацию, полагает директор архитектурного бюро «Я.К.» Александр Кицула. По его оценке, уже построенный небоскреб перегружает существующую транспортную инфраструктуру, а после того как он начнет полноценно работать, проблема станет очевидной. Новую инициативу «Газпрома», говорит Кицула, необходимо тщательно изучить силами профессионального сообщества, провести не одну экспертизу и только затем принимать решение о стройке. Кроме того, отмечает Кицула, строительство здания таких масштабов противоречит действующему в Петербурге высотному регламенту. Выбор локации и проекта следует проводить в процессе конкурсного отбора.

Представленный «Газпромом» проект является скорее «манифестом всемогущества корпорации», чем реальной концепцией, полагает бывший главный архитектор Петербурга, народный архитектор России Олег Харченко. Обсуждать этот замысел пока сложно, так как непонятно, где его хотят разместить, говорит Харченко. Изображение здания, стоящего на каком-то искусственном острове, выглядит как рекламный трюк, считает он. Представить небоскреб, который будут посещать большие потоки людей, обособленным от суши практически невозможно, полагает Харченко.

«Небоскребы – это предельно рациональная конструкция. Они безумно дорогие, требуют высочайшей технологии исполнения, очень недешевы в эксплуатации и капризны с точки зрения устойчивости. В том, что нам показали [эскизы], много декоративности. Это залихватская идея со штопорообразной конструкцией. Насколько она рациональна сама по себе в соотношении вложенных материалов и результата? Это мне пока не ясно», – говорит Харченко.

Он также отмечает, что небоскребы возникли в США из-за нехватки земли на Манхэттене. Однако Петербург не настолько плотно застроенный город, и если есть потребность в большом количестве офисных площадей, то для этого можно использовать не такие экстравагантные формы, говорит Харченко.

Заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству законодательного собрания Петербурга Алексей Ковалев не видит никакой необходимости  в строительстве небоскреба. Он считает, что выгоду получат лишь подрядчики строительства и фирмы, обеспечивающие пиар проекта. Ковалев отмечает, что для строительства такого здания необходимо внести поправки в Генеральный план города. В этом созыве городского парламента планировалось разработать и принять новый Генплан, так как срок действия прежнего истек, продолжает Ковалев. «Но было сделано все, чтобы Генплан принимался в следующем созыве, откуда хотят убрать депутатов Сергея Никешина (ЕР), Бориса Вишневского (Яблоко) и меня — чтобы мы не лезли туда», – говорит он.

Борьба с новым небоскребом «Газпрома» будет важной картой в руках политиков-градозащитников, таких как Ковалев или Вишневский, полагает политолог Валентин Бианки. Эта карта так или иначе будет разыгрываться во время нынешней выборной кампании и сможет привлечь к политикам часть оппозиционного электората. «На месте руководства «Газпрома» было бы логично не торопиться с анонсированием такого проекта, отложить его до осени – после окончания выборов», – говорит Бианки.

«С другой стороны, после того как в городе построили первый «Лахта центр», жители города уже не так остро будут реагировать на появление еще одного небоскреба. Есть даже горожане,  считающие «Лахта центр» в сочетании с ЗСД и «Газпром ареной» новой изюминкой Петербурга. Поэтому сопротивление общественности в этот раз не будет таким ожесточенным», – полагает Бианки.

Старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич не ожидает больших общественных возмущений из-за строительства «Лахта центра – 2». Они возможны только в том случае, если небоскреб захотят разместить в центре города, полагает она. Если проект строительства небоскреба на Охтинском мысе напротив Смольного вызвал негодование многих, то «Лахта центр» в Приморском районе воспринимался горожанами гораздо спокойнее, говорит Мацкевич. Она уточняет, что настроение общества зависит от освещения проблемы в медиа и соцсетях и от возможности проявить публичное недовольство на улицах. Многолюдные успешные акции с участием известных людей и показом их в новостях всегда привлекают новых сочувствующих, но ключевое слово тут – «успешные», говорит Мацкевич.

Против строительства небоскреба 27 мая уже выступили руководители партий «Справедливая Россия – За правду» и «Яблоко» Сергей Миронов и Николай Рыбаков.