Смольный выставил на торги автобусные маршруты

Транспортная реформа в Петербурге начнется 15 июля следующего года
Компании-победители должны обновить парк /Pixabay

Комитет по госзаказу Петербурга 8 июня опубликовал на сайте госзакупок информацию о семи аукционах на право осуществлять регулярные пассажирские перевозки с 2022 по 2028 г. Город готов заплатить перевозчикам суммарно 123 млрд руб., следует из данных системы «Контур.Закупки». Самый крупный контракт – 24,7 млрд руб., самый маленький – 5 млрд руб.

В июне город должен объявить еще 13 аукционов на 75 млрд руб., рассказал «Ведомостям» чиновник из комитета по транспорту. Документация по ним находится на согласовании, уточнил он. 

Подвести итоги всех аукционов должны до конца июля.

Объявление аукционов означает, что транспортная реформа в Петербурге перешла в практическую плоскость. Старт реформы был запланирован на 15 июля прошлого года, но из-за пандемии Смольный перенес ее на два года – теперь она начнется 15 июня 2022 г.  Чиновники решили отказаться от коммерческих автобусных маршрутов, поскольку они не отвечают требованиям безопасности и не обслуживают пассажиров-льготников.

Вся маршрутная сеть города будет перестроена: 238 маршрутов закроют, 95 добавят. В городе будут действовать 457 автобусных маршрутов, 110 из них сохранят за ГУП «Пассажиравтотранс», 347 достанутся победителям аукционов. По новой модели перевозчики будут отдавать всю выручку в городской бюджет. 

Компании-победители должны обновить парк: закупить 2801 новый автобус с низким полом, кондиционерами и местами для инвалидных колясок (1742 –вместимостью не менее 80 пассажиров, 1052 – не менее 49 пассажиров и 7 – не менее 19), в том числе 895 – на природном газе. Автобусы должны быть выпущены не ранее января этого года, перевозчику необходимо предъявить городским властям документы о приобретении транспорта за 70 дней до начала работы на маршрутах.

Самый крупный лот потребует от перевозчика наличия 358 автобусов, самый маленький – семи автобусов, поясняют в пресс-службе комитета по транспорту. «Таким образом, в аукционах смогут принять участие как крупные компании-перевозчики, так и предприятия малого бизнеса», – уточняют в комитете. 

Помимо «Пассажиравтотранса» сейчас договоры на пассажирские перевозки с городом есть у 16 компаний. Самые крупные перевозчики – «Питеравто», «Третий парк» и ПТК.

В компании «Волгабас групп», которая производит автобусы, «Ведомостям» сообщили, что способны производить 150 автобусов в месяц: «Мы готовы сориентировать оба своих производства – в Волжском и Владимире – на выпуск автобусов для Петербурга».

Ужесточенные требования конкурсных процедур уменьшат конкуренцию, говорит академический директор программы магистратуры «Управление умным городом – Smart City Management» Высшей школы менеджмента Екатерина Соколова. Опыт других стран показал: новичкам зайти на такие рынки очень сложно, объясняет она. В результате рынок ждет укрупнение: маршруты будут обслуживать только опытные игроки, полагает она. С одной стороны, это создает угрозу монополизации рынка. С другой – городские власти сократят издержки по контролю за перевозчиками.

Старт реформы по всему городу в один день может изменить транспортное поведение петербуржцев, полагает Соколова. Она считает, что часть горожан снова пересядут в личные автомобили, поскольку не захотят тратить силы на привыкание к новым маршрутам. «Такие же изменения в транспортном поведении мы наблюдали с началом коронавирусных ограничений. 62% автовладельцев полностью отказались от общественного транспорта во время пандемии», – говорит она. 

Соколова отмечает, что дата начала реформы выбрана правильно: летом у перевозчиков будет время наладить работу на новых маршрутах.