Туристы стали в 1,5 раза чаще приезжать в Санкт-Петербург на автомобилях

По сравнению с 2021 г. в этом году количество прибытий в город гостей на автотранспорте выросло с 2,2 до 3,6 млн
Основной прирост туристических поездок в Петербург на личных автомобилях сформировали жители Москвы и Московской области /Freepik

Количество прибытий гостей в Санкт-Петербург на автотранспорте в 2022 г. по сравнению с 2021 г. увеличилось на 1,4 млн. Если в 2021 г. в городе было зафиксировано 2,2 млн въездов иногородних жителей на автотранспорте (или 11% от всех пассажирских прибытий), то в 2022 г. – 3,6 млн (16% от всех прибытий). Такие данные следуют из предварительных аналитических показателей туризма и индустрии гостеприимства, которые «Агентство Маркет Гайд» совместно с городским комитетом по развитию туризма презентовали на итоговой стратегической сессии Санкт-Петербургского отделения «Деловой России».

Всего в 2022 г. в городе было зафиксировано 22,66 млн пассажирских прибытий всеми видами транспорта. Это на 2,4 млн или на 11,8% больше, чем в 2021 г. При этом дополнительное количество въездов в город обеспечили именно туристы, подчеркнула директор агентства Юлия Кислова.

«В этом году туристские прибытия в Санкт-Петербург выросли на 12% или на 2 млн. Разница в турпотоке с прошлым годом – это те же 2 млн. То есть именно туристы сгенерировали тот транспортный прирост, который сегодня имеет город. Налицо структурный сдвиг: поездки жителей Петербурга за пределы города не выросли, а транспортный прирост был обеспечен туристами», — пояснила она.

Напомним, по итогам текущего года количество туристов, посетивших Петербург, ожидается на уровне 8,08 млн человек. Это на 2 млн гостей больше, чем принял город в 2021 г. (6,07 млн туристов).

Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов объясняет рост количества приезжающих в город на автомобилях увеличением внутреннего туризма. «Немаловажную роль в этом сыграла активизация внутреннего туризма – порядка 40% российских туристов прибыли в Петербург из Москвы и Московской области, практически половина из них путешествовала на автомобиле», — отметил он.

Член правления Российского союза туриндустрии Алексей Мусакин тоже говорит, что основной прирост туристических поездок в Петербург на личных автомобилях сформировали жители Москвы и Московской области. «Трафик между Москвой и Петербургом растет как на «Сапсанах», так и на автотранспорте. Особенно это выгодно, если едет семья из 3-4 человек отдохнуть в Петербурге на 2-3 дня. В выходные дни заметен рост количества московских номеров в городе», — отмечает он.

Вторая группа туристов, влияющих на рост автомобильного турпотока, – это Северо-Западные регионы: Карелия, Мурманская и Архангельская области. Туристы из этих регионов отдают предпочтение либо железнодорожному, либо автомобильному транспорту.

При этом закрытие южных аэропортов страны в этом году лишь косвенно повлияло на увеличение автомобильного трафика в Петербурге, считает эксперт: «Из южных регионов есть отдельные туристы на автомобилях, но на дорогу уходит слишком много времени — 2-3 дня из всей поездки. Поэтому закрытие южных аэропортов повлияло лишь косвенно: те, кто не смог улететь на несколько дней на юг, решили отдохнуть на Северо-Западе и поехать на машине в Петербург».

Сопредседатель и руководитель отделения «Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья» по Северо-Западному федеральному округу Алена Енова отмечает, что резкий рост популярности автотуризма начался в период пандемии, когда россияне были ограничены в выездах за границу, а при путешествиях по стране старались минимизировать контакты с другими людьми. А в этом году тренд окончательно утвердился. В том числе на него повлияло подорожание авиабилетов. По данным исследования сервиса поездок и путешествий «Туту», средняя стоимость внутренних авиаперелетов в России в 2022 г. выросла на 8% — до 12 400 руб. Поездка на автомобиле для многих семей с детьми оказалась более выгодным решением, чем затраты на авиационный или железнодорожный транспорт, отметила Енова.

В итоге городские отели, имеющие собственные парковки, а также загородные места размещения оказались в более привлекательном положении. «Сейчас те отели, у которых нет парковок, ищут возможные выходы из ситуации: договариваются с соседними гостиницами, паркингами, предлагают альтернативные решения, где гости могут оставить автомобиль», — рассказала Енова.

Но рост автотуризма имеет и свои негативные стороны для отельеров, говорит Мусакин. Гости, путешествующие на машинах, не привязаны к конкретному городу и отелю, они могут посетить несколько регионов за одну поездку: «Да, число таких гостей растет, но количество ночевок в одном отеле, как правило, сокращается с нескольких до 1-2».

Эксперты уверены, что в следующем году число приезжающих в Петербург гостей на автомобилях продолжит расти. «По мере наращивания торгово-экономического и промышленного сотрудничества с субъектами Севера-Запада в ближайшие годы ожидаем значительное увеличение автопотока в наш город из данных регионов», — говорит Панов. Енова тоже ждет увеличения автотуристов как из Москвы и СЗФО, так и из остальных российских регионов. «Сейчас это не только зачастую удобнее и дешевле, но и развитие дорожной инфраструктуры делает такие поездки более комфортными и безопасными», — отметила она.