Медианная зарплата курьеров в Петербурге достигла 115 000 руб.
За год спрос на них вырос на 30%Медианная зарплата курьеров в Санкт-Петербурге за год (с ноября 2022 по ноябрь 2023 г.) выросла на 22% и достигла 115 000 руб., подсчитали аналитики компании HeadHunter в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». При этом отдельные компании предлагают еще более выгодные условия. В пресс-службе «Яндекс Доставки» изданию рассказали, что автокурьер в Петербурге может зарабатывать 185 900 руб. в месяц.
Рост зарплат курьеров связан с постоянно увеличивающимся спросом на доставку. За десять месяцев 2023 г. работодатели из Санкт-Петербурга разместили на платформе hh.ru порядка 14 000 вакансий для курьеров. Это на 31% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В октябре было размещено более 3000 таких вакансий, что на 15% больше, чем за тот же месяц прошлого года. Аналитики платформы «Авито работа» отмечают, что в сентябре-октябре 2023 г. бизнес в 2,7 раза чаще искал курьеров по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
Опрошенные изданием эксперты уверены, что к концу года дефицит сотрудников служб доставки усилился. Соответственно, работодатели будут вынуждены поднимать зарплаты курьеров еще выше, чтобы конкурировать за кадры.
Сейчас на одну размещенную вакансию курьера в Санкт-Петербурге приходится около трех резюме. «Три резюме на одну вакансию – это свидетельство серьезного дефицита кадров. Один из них может не ответить на звонок, второй откажется от собеседования, а третий вообще не придет. Нормой для рынка, где работодатель может ставить свои условия, является около 10 резюме на одну вакансию», – говорит генеральный директор кадрового бюро «Охота» Александр Перцовский.
Почему службы доставки испытывают дефицит кадров
Эксперты отмечают, что, с одной стороны, на дефицит кадров влияет демографическая яма (что применимо ко всему рынку труда). С другой – быстрые темпы развития электронной торговли. По данным генерального директора «Infoline аналитики», в III квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2022 г. объем онлайн-продаж вырос примерно на 50%.
В том числе на растущую потребность в кадрах влияет развитие экспресс-доставки. Эксперт пояснил, что основным драйвером привлечения все большего количества курьеров в доставку сейчас является сегмент e-grocery (электронная торговля продуктами питания, напитками, товарами для детей, бытовой химией).
Перцовский добавляет, что помимо растущей потребности в кадрах на фоне увеличения онлайн-продаж ситуация осложняется оттоком из страны работников из ближнего зарубежья. Ослабление рубля привело к тому, что таким работникам стало невыгодно работать в России, резюмировал он. Частично их заменяют российские граждане, которые рассчитывают на быстрый доход. При этом сфера доставки перетягивает с рынка труда часть кандидатов, которые могли бы работать по профессии. Как подсчитали аналитики HeadHunter, среди кандидатов, размещающих резюме на должность курьера, 43% приходится на соискателей со средним общим образованием, еще 21% – имеют среднее специальное. 19% соискателей имеют высшее образование и еще 7% – незаконченное высшее.
«Нередко молодые люди идут в курьеры, поскольку не хотят начинать карьерный путь с низкой зарплаты в своей профессиональной отрасли, что в целом трагично, поскольку ограничивает возможности для дальнейшего развития», – добавил он. Однако и эта тенденция в полной мере не компенсирует недостаток кадров, считает эксперт.
Предновогодний дефицит
Бурмистров отмечает, что если сейчас на рынке наблюдается серьезная нехватка курьеров, то к Новому году она рискует стать катастрофической. «Перед новогодними праздниками рынок окажется в беспрецедентной ситуации, некому будет доставлять заказы. Компании просто будут терять их», – говорит он.
Однако директор консалтинговой компании HR-trend Юлия Свитковская полагает, что компании еще могут усилить работу по привлечению кадров при использовании правильной стратегии. «В курьеры зачастую идут люди, которые рассматривают эту работу как временный этап. Многие из них не размещают резюме на рекрутинговых платформах с пометкой «курьер». Бизнесу нужно в корне менять подход к поиску кандидатов и искать их в естественной среде», – говорит она. Эксперт пояснила, что кандидатов можно найти через рекламу, например, в городских новостных telegram-каналах.
Перцовский считает, что стимулировать приток кадров в доставку могут бонусы в виде спортивного и иного досуга, а также социальные гарантии. «Однако это также повлечет за собой нагрузку на работодателя, а молодые люди будут уходить из других сфер в службу доставки, которая не производит ничего, кроме услуги. Для экономики это будет в глобальной перспективе иметь негативные последствия», – добавил он.