Петербургский парламент принял в I чтении новый Генеральный план города
Но у депутатов остались вопросы к темпам строительства метро, развитию намывных территорий и ряду новых объектовЗаконодательное собрание Санкт-Петербурга на заседании 22 ноября приняло в I чтении проект нового Генерального плана города. Реализация первой очереди документа рассчитана до 2030 г., его расчетный срок – до 2040 г., а прогнозируемый период – до 2050 г. Актуальная на данный момент редакция Генплана принималась в 2005 г. и за 18 лет в нее несколько раз вносились поправки.
Как напомнил вице-губернатор Николай Линченко во время представления документа, проект нового Генплана был представлен общественности еще в августе 2022 г. В период общественных обсуждений с 4 по 10 августа 2022 г. поступило около 11 000 предложений от юридических и физических лиц. Комиссия по подготовке изменений в документ рассматривала их с 9 июня по 6 октября 2023 г. на девяти заседаниях. В начале ноября, наконец, появилась информация о том, что проект поступил на рассмотрение городского заксобрания.
По словам Линченко, перед новой редакцией документа ставится ряд задач. Среди них – обеспечение потребности города в территориях, способствующих реализации экономического потенциала и увеличение производственных и общественно-деловых зон. Также власти города ожидают снижение территориальных диспропорций в размещении населения и рабочих мест, обеспечения баланса между жильем и объектами социальной, транспортной инфраструктуры, благоустройства и общественными пространствами.
Важным решением в новом документе стал отказ от перепрофилирования промышленных территорий «серого пояса» (промышленная зона, сформированная вокруг исторических центров городов) исключительно в жилые зоны. При этом на бывших производственных зонах не исключается размещение научных, учебных и прочих подобных объектов. В целом же доля производственных зон в городе может расшириться до 630 га.
С учетом прогнозной численности населения Петербурга к 2040 г. (ожидается свыше 6,9 млн человек) объем нового жилищного строительства составит на расчетный срок порядка 67 млн кв. м. При этом порядка 40 млн кв. м ожидается в первой очереди исполнения Генерального плана (до 2030 г.). Доля жилых зон от общей площади города в итоге снизится и составит 20% (в действующем этот показатель равняется 23%). Основной объем жилых зон придется на Пушкинский (23%), Приморский (13%) и Московский (10%) районы Санкт-Петербурга. Порядка двух третей всего объема нового построенного жилья придется на свободные территории.
Документ включает также план по развитию петербургского метрополитена. Всего до 2050 г. планируется построить 100 новых станций и вестибюлей городской подземки, из них 28 объектов – до 2030 г. Город рассчитывает, что к 2040 г. будет проложено еще 148 км линий метро, из которых 43,4 км ожидаются в первой очереди Генплана. Также в расчетный срок (до 2040 г.) планируется реконструировать 20 уже действующих станций.
Проект нового Генерального плана поддержали 47 депутатов. Однако к его положениям у ряда парламентариев возникли вопросы. Депутат от фракции «Яблоко» Борис Вишневский поднял вопрос о запрете намывных территорий. Обсуждаемый вариант Генплана не предусматривает новых намывов. Но активисты также требовали остановить и те работы, которые сейчас ведутся по ранее согласованным намывным территориям.
Вишневский отметил, что комиссия по рассмотрению изменений в Генплан отказалась поддержать предложение жителей Васильевского острова остановить Северный василеостровский намыв. «То, что намыто, перевести в рекреационную зону, а что не намыто, – вернуть в зону акватории», – озвучил депутат просьбы общественников. Он отметил, что против намыва «выступает огромное число жителей».
Как ранее писали «Ведомости», фракция КПРФ обращалась к прокурору города Виктору Мельнику с просьбой проверить законность создания северной намывной территории на Васильевском острове. Жители микрорайона обращались к депутатам с требованием прекратить работы по намыву территории, создать там пляж и внести изменения в Генплан города, заменив функциональную зону общественно-деловой застройки, где сейчас ведутся работы, на зону «Акватория».
Руководитель фракции КПРФ Роман Кононенко, в свою очередь, отметил, что вопросы вызывают также планы по развитию метро. Напомним, что до 2050 г. документом планируется построить 100 новых станций и вестибюлей городской подземки. «Вроде бы так много внимания уделяется метро, вводятся новые станции, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не новые станции, а реконструкция существующих», – прокомментировал депутат, добавив, что необходимо увеличить именно ввод новых станций метро.
Вопросы вызвало и появление в Генплане ряда новых объектов: колокольни у Смольного, нового Адмиралтейского моста и др. Парламентарии пообещали внести свои предложения поправками ко второму чтению законопроекта.