Спрос на водителей такси в Петербурге за год вырос в полтора раза
Эксперты ожидают, что дефицит кадров усилится в связи с вступающими осенью законодательными изменениямиСпрос на водителей такси в Санкт-Петербурге в августе 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 50%. В регионе за август этого года размещено порядка 1000 вакансий. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказала руководитель пресс-службы рекрутинговой компании HeadHunter в СЗФО Мария Бузунова.
Всего на рынке Петербурга на данный момент активно более 4000 соискателей, которые претендуют на работу именно в такси. Поэтому на одну вакансию водителя такси в городе приходится лишь один-два кандидата. На вакансию водителя в целом претендует порядка четырех соискателей.
«Еще в начале прошлого года на одну вакансию водителя в городе приходилось до 10 претендентов. Подобный спад активности соискателей может быть вызван изменениями в части миграционной политики и ужесточением работы для трудовых мигрантов, которые среди прочего достаточно часто откликаются на вакансии водителей такси», — рассказала Бузунова.
Ситуация на рынке труда осложняется и тенденцией к перетоку кадров в другие сферы. Так, по данным совместного исследования hh.ru и транспортного оператора ПЭК («Первая экспедиционная компания»), порядка 63% опрошенных водителей в Петербурге планируют уволиться и перейти на другую работу в течение этого года. Из них порядка 50% заявили, что их не устраивает зарплата и еще 40% водителей добавили, что сделают это из-за некомфортных условий труда.
По данным HeadHunter, средний предлагаемый доход водителей такси в Петербурге вырос за год на 13% и варьируется в диапазоне от 105 000 до 112 000 руб., а максимальные выплаты доходят до 180 000 руб.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты заявили, что объем требований и ограничений для водителей такси в Петербурге и Ленобласти становится все больше, что влечет за собой отток кадров в другие сферы и рост стоимости поездок.
Генеральный директор таксопарка «Парк № 47» Борис Орельский рассказал, что в такси сохраняется дефицит кадров, так как таксопарки вынуждены конкурировать за сотрудников с разными компаниями, которые занимаются ретейлом, e-commerce, логистическими операторами, а также оборонными предприятиями.
Представитель Общественного совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Белов рассказал, что количество требований и ограничений для таксистов продолжает расти, что сказывается на общей ситуации на рынке труда в этой сфере.
Напомним, что на федеральном и региональном уровнях с 1 сентября 2023 г. начался активный процесс легализации деятельности такси, когда вступил в силу закон № 580 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации».
Согласно новым изменениям водители такси должны заключать трудовые договоры с перевозчиками, либо оформлять статус ИП или самозанятого для работы в такси. Также их обязали оформлять специальный договор ОСАГО, проходить медобследование. Для автомобилей установили экологический класс на уровне Евро-3 с 1 сентября 2023 г., не ниже Евро-4 – с 1 сентября 2024 г. и Евро-5 – с 1 сентября 2026 г. Петербург и Ленобласть дополнительно установили требование к автомобилям по цветовой гамме – они должны быть белого цвета с желтой светоотражающей полосой.
По данным Смольного, законодательные изменения позволили внести в реестр легковых такси в Петербурге свыше 53 000 машин, а разрешения на перевозку получили 33 компании и 203 самозанятых.
Белов уточнил, что к изменениям оказались готовы не все таксомоторные компании, поэтому некоторые компании закрылись, а водители частично ушли в «серую» зону. «Мы наблюдаем, как на окраинах города формируются группы нелегальных водителей, которые занимаются незаконными перевозками, позиционируя себя как такси, хотя с юридической точки зрения таковыми не являются», — прокомментировал он.
Кроме того, Орельский уточнил, что ситуация на рынке труда в Петербурге может осложниться, если власти города последуют за Ленинградской областью и введут ограничения на работу в такси для иностранцев. «Для Ленобласти решение о запрете использования иностранной рабочей силы – серьезный удар. Если от компаний потребуют одномоментно убрать всех иностранцев, то дефицит водителей будет колоссальным. Думаю, что следом такие меры примут и в Санкт-Петербурге из-за тесной связи двух субъектов», — рассказал он.
Напомним, что власти Ленобласти 19 августа обязали компании, работающие в сфере легкового такси, в течение трех месяцев расторгнуть трудовые договоры с иностранными работниками. Мера коснулась граждан Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и Молдовы. Исключение было сделано для граждан государств-членов Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия).
Белов также добавил, что с 1 сентября 2024 г. водители такси обязаны приобретать полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) при его стоимости до 5000 руб. в год. «С каждым месяцем в Петербурге и области становится все меньше таксомоторных компаний, такая тенденция продолжится, в частности, из-за новых законодательных изменений, что в конечном счете отразится на средней стоимости поездки», — прокомментировал он.
Эксперты считают, что законодательные новшества и рост стоимости автомобилей с их сервисным обслуживанием приведут к увеличению средней цены поездки на 25-50% до конца года.