Эксперты назвали новые точки развития туризма в Санкт-Петербурге

Ключевыми направлениями для развития отрасли должны стать иностранный, деловой и возвратный туризм
Уже по итогам этого года количество гостей, приезжающих в Петербург, может достичь допандемийных показателей /t.me/Piotrovsky

Туристический поток по итогам 2024 г. может обогнать допандемийный 2019 г., когда Северную столицу посетили 10,4 млн туристов. К такому выводу пришли участники панельной дискуссии «Туризм и региональная экономика: возможности для роста и развития», которая состоялась в рамках XXII Форума стратегов.

Напомним, за 2023 г. город посетили 9,4 млн туристов, которые принесли бюджету города 482,7 млрд руб. – это на 32% больше, чем в 2022 г. Однако пока турпоток не восстановился к допандемийному периоду. Больше всего просел поток иностранных туристов.

Ставка на иностранцев

В 2019 г. Санкт-Петербург посетило рекордное количество иностранных гостей – 4,9 млн человек. В 2020 г. их число составило 500 000, в 2021 г. – лишь 250 000, в 2022 г. в город приехало уже 300 000 иностранцев, а в 2023 г. их число выросло до 573 000. Однако в среднесрочной перспективе количество зарубежных гостей можно увеличить в 10 раз, считает заместитель директора дирекции по авиационной коммерции ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Ольга Кая. По ее словам, есть четыре фактора, которые помогут увеличить турпоток и положительно повлияют на экономику города и отрасли в целом.

«Сегодня задача [по привлечению иностранных туристов] значительно упрощается, потому что рынок ограничен. Основной интерес к России и Петербургу проявляют жители Персидского залива, Турции и Китая – это те рынки, с которыми нужно плотно работать. По нашим оценкам, при внедрении определенных мер из этих стран в Петербург могут приезжать до 5 млн туристов и приносить городу и участникам туротрасли примерно 200 млрд руб. в год», – отметила Кая.

По ее словам, для активного привлечения таких гостей необходимо сформировать единую концепцию бренда России и Санкт-Петербурга для продвижения на зарубежном рынке. Следующим шагом должен стать запуск прямых рейсов из Санкт-Петербурга в города упомянутых стран. «Мы знаем, что как только появляется прямой рейс, в три раза увеличивается пассажиропоток. Однако сегодня как иностранные компании испытывают некоторые сложности при полетах в Россию, так и наши авиакомпании могут летать за рубеж с определенными ограничениями», – пояснила Кая.

Она добавила, что важно также изучить интересы и запросы туристов из новых стран, чтобы предложить им востребованные туристические продукты. И далеко не последним фактором является решение финансовых вопросов: у иностранных туристов должна быть возможность открывать банковские счета и пополнять банковские карты с иностранных счетов прямо в аэропорту.

Гости возвращаются

Уже по итогам этого года количество гостей, приезжающих в Петербург, может достичь допандемийных показателей, считает исполнительный директор ГК «Тари Тур – Санкт-Петербург» Оксана Лебедева. По ее словам, сейчас рост турпотока происходит в первую очередь за счет внутренних поездок. Растет «возвратный туризм», количество таких поездок в 2022 г. составило 40% от общего количества, а в 2023 г. увеличилось до 48%. Чаще всего это молодые люди от 18 до 44 лет, которые имеют высшее или неоконченное высшее образование, в основном это жители Москвы и Московской области с постоянно растущим доходом, которые любят приезжать в Петербург.

Также увеличивается спрос на поездки семей с детьми, которые по итогам 2023 г. заняли 53% в общей доле российских туристов, посетивших Санкт-Петербург. И еще одна растущая категория – организованные школьные туры. По статистике туроператоров, в несезон школьные туры занимают до 80% в общем турпотоке.

«Для этих категорий путешественников необходимо целенаправленно создавать туристические программы, каждая из которых будет меняться в зависимости от целевой аудитории. Для родителей с детьми нужны современные интерактивные программы, для школьных групп – скорее образовательный туризм», – считает Лебедева.

Город ждет деловых туристов

Еще один ключевой фактор роста туризма для Санкт-Петербурга – развитие деловых поездок. В 2023 г. город посетили 1,2 млн деловых туристов – это на 20% больше по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, за аналогичный период времени на 10% увеличилось количество конгрессно-выставочных мероприятий. В результате городу удалось побить рекордные показатели допандемийного периода, рассказал генеральный директор СПб ГБУ «Конгрессно-выставочное бюро» Сергей Азаренков.

«Нужно отметить, что расходы деловых туристов традиционно выше, чем у обычных путешественников. Суммарные траты деловых туристов в 2023 г. составили более 60 млрд руб., на 14% превысив уровень 2022 г.», – добавил он.

Деловой туризм продолжит развиваться в Санкт-Петербурге, считает эксперт. Этому способствует ряд факторов, начиная с богатого культурного наследия города и заканчивая высокоразвитой инфраструктурой гостеприимства. Кроме того, город имеет большой опыт в сфере организации деловых мероприятий, которые все чаще проводят на территории объектов новой туристической географии, резюмировал Азаренков.