Через три года Петербург должен стать центром производства электромобилей

Лучше места не найти — считают авторы доклада о перспективах развития рынка электромобилей в России
Отечественный электромобиль в розницу может стоить 1,8 млн рублей /spbstu

В Петербурге может быть размещен инжиниринговый центр для разработки и производства электромобилей, говорится в экспертно-аналитическом докладе «Перспективы развития рынка электромобилей и сопутствующей инфраструктуры в России», представленном 11 мая в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. 

Доклад подготовлен коллективом авторов из Центра стратегических разработок «Северо-Запад», Сколковского института науки и технологий, Политехнического университета, КАМАЗа и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ. По мнению исследователей, в Петербурге есть все для того, чтобы организовать производство электродвигателей, рам, кузовных панелей, подвески, тормозной системы и элементов интерьера электромобилей. Производство можно создать на базе существующего в Политехническом университете Инжинирингового центра.

Как отмечается в докладе, использование при изготовлении электромобилей  электроэнергии с «низким карбоновым следом» от Ленинградской АЭС позволит получить сертификацию для поставок российских электромобилей на европейский рынок.

Запустить продажи отечественных электромобилей на внутреннем и международном рынках следует к 2024 г., считают авторы доклада. К этому моменту мировая автопромышленность пройдет «точку перелома»: доля электромобилей составит 5% от общего количества автомашин в мире.

Готовый продукт уже есть — это электромобиль«Кама-1», разработанный в Политехническом университете. Автомобиль рассчитан на четырех пассажиров и использование в городских условиях (длина – 3,4 м, ширина – 1,7 м), обладает запасом хода до 250 км, максимальной скоростью 150 км/ч, при использования быстрых электро-зарядных станций время заряда составляет 20 минут. 10 декабря прошлого года в Москве был представлен опытный образец «Камы-1», массовое производство планировалось начать на базе КАМАЗа в этом году, но затем планы сдвинули на 2023-2024 гг.

Стоимость «Камы-1» в розницу может составить от 20 000 до 30 000 евро (от 1,8 млн руб. до 2,7 млн руб. по курсу на 11 мая), говорит гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. «Мы сейчас занимаемся разработкой бизнес-плана для привлечения инвестиций. 30%-40% в цене автомобиля — стоимость аккумуляторов. Ожидаем, что она снизится при серийном производстве», — говорит он.

К 2024 г. средняя стоимость одной батареи для электромобиля может опуститься ниже 100 долларов за кВт, рассказал заместитель руководителя Центра НТИ Политехнического университета Олег Клявин. Мощность батареи топовой версии электроавтомобиля «Тесла»— 100 КВт, то есть, по подсчетам Клявина, она должна стоить в 2024 г. не больше $10 000. Снижение цены спровоцирует рост производства электромобилей, считает Клявин. «Кроме того, аккумулятор может находиться в лизинге – автомобильные батареи можно затем использовать в системах накопления электроэнергии», — говорит он.

В России производят тяговые батареи для электротранспорта, но в стране отсутствует производство литий-ионных аккумуляторов, говорится в докладе. Его авторы считают, что приоритетная господдержка должна быть ориентирована на развитие производства именно таких аккумуляторов.

Кологин полагает, что государственная поддержка необходима и для стимуляции продаж будущих отечественных электромобилей, как это происходит в европейских государствах, где власти выплачивают 5000 — 6000 евро в виде премий покупателям.

Вице-губернатор Петербурга Владимир Княгинин полагает, что городу необходимо наращивать темпы строительства электрических станций зарядки. Сейчас, по словам Княгинина, в Петербурге на 245 электрических транспортных средств (по данным агентства «Автостат» их больше – 301 штука) приходится 71 станция. По планам, к 2023 г. в Петербурге должны работать 95 зарядных станций. Но этого «крайне недостаточно», считает Княгинин. Надо развернуть избыточную и доступную инфраструктуру, тогда это станет стимулом для приобретения электромобилей, говорит Калягин. 

Прогнозы развития рынка электроавтомобилей в России

В Стратегии развития автомобильной промышленности России рассматриваются несколько сценариев. Базовый предполагает, что в 2030 г. в России будет 2 млн электромобилей (3% от общего объема транспортных средств).
В сценарии ускоренного развития — 3,6 млн электромобилей (5,5 % от общего объема транспортных средств).
Осуществление обоих сценариев возможно в случае, если в России будут разрабатываться и производиться собственные электромобили.
Всего в России на 1 января, по данным «Автостата», зарегистрировано 10 836 электромобилей.
В докладе «Перспективы развития рынка электромобилей и сопутствующей инфраструктуры в России» приводятся варианты развития инфраструктуры электрических зарядных станций в России. Базовый вариант: 199 000 зарядных станций к 2030 г., 10 электромобилей на одну станцию, требуемое финансирование — 411 млрд руб.
Ускоренный вариант: 518 000 зарядных станций, 7 электромобилей на одну станцию, требуемое финансирование – 1065 млрд руб.

Основное препятствие для развития электротранспорта — невозможность дальних поездок на электромобиле, считают авторы доклады. Поэтому важно создавать зарядную инфраструктуру вдоль федеральных трасс.

По словам Княгинина, 30 стран намерены ввести прямые запреты на использование автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, однако он считает, что России надо идти по пути «стимулов и преференций». Поэтому в правительстве Петербурга обсуждается вопрос бесплатной парковки в центре города для электромобилей, говорит Княгинин.

Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач ожидает, что в России после 2024 г. будет введен углеродный налог. Он предлагает вкладывать государственные средства в перевод городского транспорта на электричество. Для этого, по его подсчетам, до 2024 г.  потребуется минимум 50 млрд руб. «Такие средства нужны, чтобы транспорт на батареях мог доминировать на улицах мегаполисов», — говорит он. Самый острый вопрос — кто заплатит за строительство инфраструктуры. Работающий вариант, по мнению Клепача, — бюджетные субсидии и инвестпрограмма «Россетей». «Но это может привести к удорожанию тарифа на электроэнергию», — уточняет Клепач.

В России достаточно технологических ресурсов, чтобы запустить производство электромобилей и выйти на международный рынок, считает управляющий компании «Объединенная автомобильная корпорация – РРТ» Сергей Новосельский. «Ниша электромобилей еще готова принимать новых игроков. Если научиться производить долгоживущие аккумуляторы, то все остальное – кузов, салон – не проблема», — говорит он. Новосельский опасается, что российский электромобиль не будет допущен на международные рынки в условиях действующих сейчас ограничений. «Если производство будет ориентировано только на внутренний рынок, то при текущем крайне низком уровне развития инфраструктуры такое начинание обречено на провал», — полагает Новосельский.