Смольный закупает радиолокационную станцию, чтобы следить за беспилотниками
Ее установят на крыше бизнес-центра в Кировском районеДо конца года НПО «Алмаз» установит в Петербурге радиолокационный комплекс, который будет отслеживать передвижения беспилотников. Компания 30 апреля стала победителем конкурса, который проводило Агентство внешнего транспорта, подведомственное комитету по транспорту Петербурга. Сумма контракта составила 103 млн руб. Оборудование установят на крыше бизнес-центра на улице Маршала Говорова.
Радиолокационная станция (РЛС) будет следить за перемещениями в небе над Петербургом беспилотных летательных аппаратов и воздушных судов, не оснащенных ответчиками вторичной радиолокации, написано в техзадании. В частности, в зоне 6 км РЛС должен фиксировать передвижение коптеров DJI Mavic, DJI Phantom, а в радиусе 15 км – беспилотников «Орлан» и Supercam. Также РЛС будет следить за прыжками с парашютом и подъемом аэростатов.
По словам топ-менеджера петербургской компании, специализирующейся на выпуске оборонной продукции, техзаданию комитета по транспорту соответствует российский радиолокационный комплекс обнаружения и противодействия малоразмерным беспилотным аппаратам «Валдай», его производит концерн «Алмаз-Антей», в который входит и НПО «Алмаз» (в 2020 г. выручка по РСБУ – 40,3 млрд руб., чистая прибыль – 110,7 млн руб.).
Чтобы контролировать все беспилотники в небе над центральной частью Петербурга, требуется не одна, а три или четыре аналогичных станции, говорит собеседник «Ведомостей».
В комитете по транспорту Петербурга сообщили, что вся территория города является зоной ограничения полетов. Бесполетные зоны установлены приказом Министерства транспорта от 24 июля 2020 г. Запрещены полеты над семью объектами в городе: зданием Конституционного суда, Таврическим дворцом, Смольным, Константиновским дворцом, Александро-Невской лаврой, гаражом особого назначения ФСО на Зольной улице, 19, и Театром юных зрителей им. А. А. Брянцева.
Для запуска беспилотников весом не более 30 кг необходимо иметь разрешение, которое выдается на срок до полугода, сообщили в комитете. В прошлом году было выдано 62 таких разрешения.
У беспилотников небольшие скорости, многие сделаны из пластика. Чтобы обнаружить такие аппараты в городских условиях, где много высотных зданий и коммуникаций, нужны РЛС большой мощности, объясняет собеседник «Ведомостей».
В Петербурге и сейчас действуют системы отслеживания беспилотников, говорит предприниматель Антон Хуттер, занимающийся аэросъемками с квадрокоптеров. В разных районах Петербурга можно встретить «глушилки» – устройства, которые мешают связи оператора с беспилотником, работают радиолокационные системы, которые могут распознавать идентификационный номер коптера, рассказывает Хуттер. По этому номеру можно идентифицировать пользователя – но только если беспилотник зарегистрирован в Росавиации. В прочих случаях владельца неопознанного коптера найти сложно, хотя это пытаются делать правоохранительные органы, объясняет он.