Начинается строительство кампуса университета ИТМО

Полностью проект стоимость 41 млрд руб. должны завершить к 2027 году
Через шесть лет на территории кампуса должны заработать пять инновационных производств и 50 международных лабораторий /studio44

Конкурс на строительство инженерных коммуникаций для будущего кампуса университета ИТМО в городе-спутнике Южный в Пушкинском районе города объявила компания «ИТМО Хайпарк». Подрядчику предлагают за 1,7 млрд руб. обеспечить территорию водой, газом, теплом, электричеством, сетями связи и очистными сооружениями (ливневые сточные воды после очистки предполагается использовать для уборки тротуаров и полива деревьев). Завершить работы необходимо в декабре 2022 г. Полностью построить кампус хотят к 2027 г.

Создание университетского кампуса ИТМО началось с распоряжения правительства от 13 октября 2017 г. За реализацию проекта отвечает АО «ИТМО Хайпарк», на 100% находящееся в федеральной собственности.

По планам к 2023 г. должны построить главный учебный корпус, общежития и учебные здания. К 2027 г. – бизнес-инкубатор, национальный центр урбанистики и центр обработки данных. Предполагается, что в кампусе займутся прикладными исследованиями в сферах искусственного интеллекта, киберфизических систем, фотоники и квантовых технологий.

Общая стоимость строительства инновационого кампуса оценивается в 41 млрд руб., сказано в презентации университета. 21,8 млрд руб. должны поступить из федерального бюджета, 4,8 млрд руб. – из бюджета Петербурга, 14,4 млрд руб. – частные инвестиции.

Главгосэкспертиза выдала положительное заключение для строительства Хайпарка в марте. Планировалось, что это произойдет на несколько месяцев раньше, но гендиректор «ИТМО Хайпарка» Андрей Назаров уверяет, что работы идут по графику. «Не хотим пропустить начало активного строительного сезона – лето и первую часть осени, очень рассчитываем получить в ближайшее время от правительства Петербурга согласование проекта планировки территории. Далее – получим разрешение на строительство и приступим к строительству первых объектов кампуса», – говорит он.

До конца года «ИТМО Хайпарк» намерен получить статус технологической долины, что позволит предоставлять налоговые льготы резидентам. Их могут освободить от уплаты НДС, налога на прибыль, предоставят возможность платить страховые взносы по пониженным ставкам.

По проекту, к 2027 г. на территории кампуса должны разместиться 3600 студентов, 400 преподавателей, 1100 человек обслуживающего персонала. На территории будут работать пять инновационных производств и 50 международных лабораторий.

Параллельно с кампусом будут строить жилье. Этим занимается компания «Старт девелопмент» Захара Смушкина. Она намерена возвести 6,4 млн кв. м жилых зданий на 134 000 человек. Инвестиции в проект оцениваются в 219 млрд руб. (без учета «ИТМО Хайпарка»).

«Сейчас юг Петербурга привлекает все больше застройщиков – рассматриваются крупные участки под жилой девелопмент вдоль Пулковского шоссе, в районе Пушкина, Павловска и Петергофа. Конкуренция нарастает: если раньше на этой территории стоимость квадратного метра не превышала 65 000–70 000 руб., сейчас на юге продается жилье и по 150 000 руб. за 1 кв. м», – говорит директор департамента жилой недвижимости Colliers Елизавета Конвей.

Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга включил в схему транспортного обслуживания территории Южной планировочной зоны строительство в городе-спутнике транспортно-пересадочного узла. В нем должны соединяться маршруты международных и городских автобусов, линия электрички Петербург – Гатчина и ветка легкорельсового трамвая от «Экспофорума». Но сроки строительства не определены. Сейчас на этой территории есть только железнодорожная станция «Лесное».

Электричек и автобусов хватит для транспортной связи между Южным и Петербургом, считает эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников. По его мнению, смысла в строительстве легкорельсового трамвая нет. «Не представляю, зачем жителям Южного может понадобиться ехать к выставочному комплексу. Вообще, транспортное сообщение с Южным обсуждают как минимум пять лет, но до реализации так и не дошли, полагаю, из-за отсутствия построенного жилья. Скорее всего, транспортные решения еще будут корректироваться», – говорит он.