Электросамокаты поставят на цифровую платформу весной

В Петербурге должна появиться первая в России платформа, объединяющая все транспортные сервисы
Платформа «Я в пути» требует 250 млн руб. инвестиций /Pixabay

Петербург готовится стать «столицей самокатов» — так пресс-служба Смольного проанонсировала разработку городской цифровой платформы «Я в пути». 17 августа вице-губернатор Станислав Казарин обсудил проект с представителями кикшеринговых сервисов, правоохранительных органов и чиновниками. Идея создания платформы принадлежит петербургскому отделению Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса. Ее поддержала Ассоциация операторов микромобильности.  

 

Что за платформа

Платформа «Я в пути» должна объединить сервисы, связанные с личным и общественным транспортом, а также средствами индивидуальной мобильности (самокаты, скутеры, велосипеды и т. д.). «Проблемы кикшерингов состоят в том, что для них не создано ни системы регулирования, ни инфраструктуры. Мы поняли, что  можно разрешить эту ситуацию», – говорит  сотрудник пресс-службы Клуба лидеров. По ее словам, с помощью платформы «Я в пути» горожанин сможет спланировать маршрут, оплатить перехватывающую парковку, проезд в метро и аренду самоката.

Что такое Клуб лидеров

НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса»  объединяет около 300 крупных и независимых бизнесменов из 40 регионов, сказано на сайте организации. Ее цель – «улучшить деловой климат в стране». Создание клуба в 2012 г. было поддержано президентом России Владимиром Путиным.

Реализация проекта, говорит представитель Клуба лидеров, пройдет в четыре этапа. На первом этапе до 1 октября будет создана межведомственная рабочая группа, в которую войдут представители Следственного комитета, Смольного и кикшеринговых сервисов. Второй этап – разработка вместе с чиновниками правовых актов и создание собственно платформы – должен закончиться 15 декабря. На третьем этапе (до 30 марта следующего года)  пройдет интеграция платформы с государственными и муниципальными сервисами, платежными системами и запуск пилотного проекта с участием электросамокатов. На четвертом – доработка платформы и подключение к ней других видов транспорта.

«Я в пути» будет отслеживать нарушения кикшеринговых компаний, не тратя на это время и деньги города, говорит представитель Клуба лидеров. Если ДТП или другое  происшествие случится, правоохранительные органы получат информацию о том, кто конкретно использовал самокат или другой транспорт, регистрация на платформе будет проходить через Госуслуги, рассказывает она.

Городские власти привлекает, что в проекте социальная задача выполняется за счет инвесторов, говорит пресс-секретарь вице-губернатора Казарина. Но несмотря на отсутствие в проекте бюджетных средств, он не будет запущен без согласования со Смольным. К платформе сможет подключаться любой транспортный сервис. Платформа станет «мягким регулятором» во взаимоотношении горожан, властей и коммерсантов, сказали в пресс-службе. Это позволит не вводить более жестких требований к кикшерингам, дав возможность сервисам развиваться.

В аппарате Казарина отметили, что это первая подобная платформа в России. Аналог есть в Москве, но у столичного проекта нет регуляторных функций. Платформа разработана по иностранным образцам, в частности по аналогии с приложением, работающим в Хельсинки, пояснил представитель Казарина.

Директор Ассоциации операторов микромобильности Дмитрий Петрожицкий говорит, что «Я в пути» позволит остановить инициативу петербургских властей, которые хотят запретить кикшерингам иметь виртуальные парковки и обязать их использовать стационарные. По его словам, платформа позволит  властям контролировать количество самокатов, их передвижение, а также происшествия. «Это приведет в порядок условия работы кикшеринга в Петербурге», – полагает Петрожицкий.

 

Что думают кикшеринги

Сотрудник пресс-службы кикшеринга Whoosh говорят, что пока в компании не понимают, как будет реализован проект «Я в пути». Представитель кикшеринга Urent рада взаимодействию города и бизнеса, она надеется, что поездки на электросамокатах станут безопаснее, а на доходах участников рынка это не отразится.

 Директор кикшеринга Molnia Андрей Синьковский поддерживает проект, но опасается, что реализация затянется из-за бюрократии: «Красиво звучит, но тяжело исполняется». Синьковский не видит прямой выгоды от платформы для кикшерингов, но предполагает, что сервисам придется инвестировать в доработку собственных приложений, чтобы участвовать в проекте.

 

Цена вопроса

На разработку платформы потребуется 100 млн руб., на содержание в первые три года до выхода на окупаемость нужно еще 150 млн руб., говорит представитель Клуба лидеров. Итоговый объем инвестиций составит 250 млн руб., полагает она. Деньги, про ее словам, выделит группа частных инвесторов.

Как сообщил «Ведомостям» Петрожицкий, инвесторами станут несколько членов Клуба лидеров. Один из них – Олег Дю, бывший директор по развитию ГК «Галактика». Дю подтвердил, что вложит средства в «Я в пути», но называть сумму и других инвесторов отказался.

Программист международной компании-разработчика ABBYY Дмитрий Демяносов считает, что затраты на создание и эксплуатацию платформы в 250 млн руб. «звучат правдоподобно»: «Если все делать по правилам, создать ТЗ, найти нормальных разработчиков, организовать сервера, то с учетом повышенных требований государства можно выйти на такую сумму», – говорит он.