В Ленобласти начали резервировать участки для производства водорода

Регион обладает потенциалом как для производства, так и для потребления «топлива будущего»
Наиболее перспективным власти считают производство голубого водорода из природного газа /PIXABAY

Власти Ленинградской области преступили к резервированию участков близ магистральных газопроводов для будущего производства водорода. Об этом выступая на Петербургском международном газовом форуме  5 октября рассказал заместитель председателя правительства региона Дмитрий Ялов.

«Мы понимаем, что архитектура мирового энергорынка будет меняться. Через Ленинградскую область транзитом проходят большие объемы природного газа. Поэтому сегодня рядом с нашими крупнейшими магистральными газопроводами мы уже формируем резервы земельных участков под реализацию проектов, связанных производством водорода», — сказал Ялов.

По его словам, речь также идет о территориях в особой экономической зоне промышленно-производственного типа в районе морского торгового порта Усть-Луга. В регионе обсуждается возможность производства как зеленого, так и голубого водорода. Власти ведут переговоры с представителями строящихся ветропраков (сейчас на территории Ленобласти нет ни одной действующей ветроэлектростанции), энергия которых будет необходима для производства зеленого водорода.

Более перспективным Ялов считает производство голубого водорода (из природного газа). Однако он отметил, что «на сегодняшний день инвесторов, которые бы уже вели с нами переговоры на эту тему, нет». Параллельно власти рассматривают перспективы экспорта водорода.

По мнению профессора Центра компетенции по технологиям новых и мобильных источников энергии Института проблем химической физики РАН Юрия Добровольского, региону не нужно делать ставку на экспорт водорода, а необходимо сфокусироваться на внутреннем потреблении.

«Дело в том, что даже в Европе нет рынка сбыта водорода, и в ближайшие годы такой полноценный рынок вряд ли появится», – пояснил Добровольский «Ведомостям». По его мнению, Санкт-Петербург и Ленинградская область могут сами реализовывать внутренние водородные проекты, связанные с судостроением. Профицит электроэнергии и наличие относительно дешевой генерации от Ленинградской АЭС позволит производить более рентабельный водород.

«Санкт-Петербург и Ленинградская область заточены под производство судов. А в ряде стран, в том числе и европейских, суда не нефтепродуктах уже запрещены – это является перспективным направлением для судостроения. Кроме того, давно уже звучат заявления по озеленению Северного морского пути», — считает Добровольский.

Другим перспективным направление он назвал развитие городского водородного транспорта, особенно в исторической части Санкт-Петербурга, где не очень благоприятная ситуация с мощностями для общественного транспорта. «В культурном центре Петербурга просто некуда ставить большие подстанции для электротранспорта. Здесь, в отличие от Москвы, отчасти можно было бы решить проблему с помощью водородного транспорта», — рассказал ученый.