Ленобласть включит в стратегию низкоуглеродного развития карбоновые фермы и утилизацию CO₂

В создании документа участвует Центр стратегических разработок (Москва). Принять его планируют в этом году
Ключевой проблемой ВИЭ является то, что производимая энергия остается дорогой /PIXABAY

Ленинградская область в этом году планирует представить и принять  региональную стратегию низкоуглеродного развития. В документ, который сейчас прорабатывается совместно с Центром стратегических разработок (Москва), войдут сразу несколько направлений по сокращению выбросов парниковых газов. Об этом во время онлайн-конференции «Ведомостей» «ESG- трансформация бизнеса: тренд, инвестиции, развитие» рассказал  заместитель председателя правительства региона Дмитрий Ялов.

Одно из самых низкозатратных направлений, которое власти уже реализуют в партнерстве с бизнесом — повышение энергоэффективности и модернизация систем ЖКХ и теплоснабжения. «Это самое дешевое направление декарбонизации. На 1 руб. вложенных инвестиций мы получаем самый большой эффект по снижению выбросов», — рассказал Ялов.

Второе важное направление – сокращение выбросов парниковых газов на транспорте. Регион вошел в пилотный проект и в этом году при участии федерального финансирования запускает 53 быстрых зарядных станции для электротранспорта. В последующие два года буде построено еще по 50 электрозаправок.

Третьим шагом  станет оценка всех крупных инвестиционных проектов, реализуемых в регионе, на предмет целей устойчивого развития. Такое рейтингование на старте проектов в целом повысит их качество, уверен Ялов. Четвертое направление – работа с потребителями: жителям будут объяснять, что каждый из них может сделать для создания зеленой экономики.

По словам Ялова, остальные направления стратегии потребуют от властей принятия болезненных и дорогостоящих решений. Одно из них — о возможном квотировании выбросов парниковых газов или введении платежей за них. Пилотный проект по госрегулированию выбросов парниковых газов и обращению углеродных единиц будет реализован на Сахалине, но Ялов уверен, что в ближайшие годы его распространят на остальные регионы.

Еще одно недешевое направление стратегии — использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Сейчас ключевой проблемой ВИЭ является то, что производимая энергия остается дорогой и субсидируется за счет оптового рынка электроэнергии. «Но в регионе мы проводим переговоры с крупнейшими компаниями,  готовы ли они добровольно покупать чуть более дорогую энергию из возобновляемых источников, но за счет этого выполнять реальные цели по декарбонизации», — рассказал Ялов.

Отдельным направлением стратегии является переработка отходов производства и потребления. В регионе уже реализуются планы по строительству перерабатывающих мощностей.  

Еще два направления пока являются лишь отдаленной перспективой, но уже рассматриваются властями. Это создание карбоновых полигонов и карбоновых ферм —  культивирование тех растений, которые улавливают углекислый газ, а также улавливание и захоронение CO₂.

«Мы провели большую работу с крупной промышленностью в регионе, и понимаем, что ресурсов для того, чтобы в технологическом процессе сократить выбросы парниковых газов у нас почти не осталось. Поэтому реальный потенциал есть у проектов по улавливанию, транспортировке и захоронению CO₂ в тех регионах, где для этого есть геологические условия. Это достаточно дорогие проекты, но уже есть обращение президента, и мы видим за ними будущее», — рассказал Ялов.

По данным правительства региона, в 2021 г. Ленобласть заняла первое место в ESG-рэнкинге субъектов РФ. Ежегодный ESG-рэнкинг подготовило рейтинговое агентство RAEX. За год область поднялась с восьмого на первое место. В исследовании регионы сопоставляются по уровню управления ESG-рисками по трем составляющим ― экологические и социальные риски, а также качество управления.