Петербургские IT-компании потянулись на Ближний Восток

О желании продавать свои разработки в ОАЭ рассказали «Миран» и N3 group. Интерес местных компаний к рынку будет расти
В Дубае много высококлассных гостиниц, но часть из них до сих пор пользуется устаревшими сервисами /FREEPIC

Учредители петербургской IT-компании «Миран» начали регистрацию юридического лица в Дубае, чтобы продавать в ОАЭ свои сервисные продукты для отельного бизнеса. Об этом «Ведомостям» рассказал  директор по развитию Proptech «Миран» Роман Блонов. О планах выйти на рынок ОАЭ «Ведомостям» также сообщил основатель и управляющий партнер компании N3 group (специализируется на управлении и инвестициях в IT и цифровой медицине) Артем Мошков. Еще несколько опрошенных «Ведомостями» участников рынка подтвердили, что из-за санкций ЕС Ближний Восток становится все более интересен для петербургских IT-компаний.

Блонов рассказал, что компания длительное время рассматривала возможность выхода со своими диджитал-продуктами на международные рынки, но изначально планировала открыть офис в Лондоне. После введения санкций было принято решение создать юрлицо в Дубае с международной командой. Интерес именно к ОАЭ Блонов объясняет тем, что компания специализируется на сервисах для отелей и уже нашла в ОАЭ потенциальных партнеров. Он уточнил, что планируется продвигать три сервисных продукта для отельного бизнеса: электронный консьерж-сервис,  личный кабинет инвестора (сервис для тех, кто покупает номер или апартаменты в гостинице), а также платформу для управления эксплуатацией недвижимостью. «Миран» через учредителя Людмилу Шарапову аффилирована с группой NAI Becar, которая инвестирует, строит и управляет апарт-отелями в Петербурге и Москве. «Миран» разрабатывает и внедряет диджитал-продукты для этих отелей. «Мы уже опробовали продукты на российском рынке и сейчас хотим выйти с ними в ОАЭ, все разработки легко адаптируются под местных пользователей», — уточнил Блонов.

По его мнению, несмотря на достаточно высокую конкуренцию, рынок ОАЭ еще не перенасыщен. В Дубае много высококлассных гостиниц, но часть из них до сих пор пользуется устаревшими сервисами, говорит он. Также, по словам Блонова, рынок ОАЭ существенно не пострадал из-за пандемии, для IT-компаний предусмотрены низкие налоги и различные льготы, а в целом – это перспективный и быстроразвивающийся рынок.

По словам Мошкова, N3 group сейчас тоже активно изучает рынок Ближнего Востока и анализирует возможность выйти на него. В России компания специализируется на создании цифровых платформ и IT-решений для государственных структур федерального и регионального уровней. В прошлом году группа усилила медицинское направление – создала самостоятельную компанию «Нетрика медицина». «Наши исследования показали, что рынок Ближнего Востока мало отличается от остальных рынков, однако среди компаний в Саудовской Аравии и ОАЭ наблюдается большое желание возглавить гонку передовых технологий», — рассказал Мошков, но не стал уточнять, какие именно продукты компания планирует продвигать на Ближнем Востоке и есть ли уже потенциальные клиенты.

Генеральный директор iPavlov и исполнительный директор НИЦ АО «Швабе» в МФТИ Лоран Акопян тоже говорит, что сейчас рынки Совета сотрудничества стран Персидского залива (GCC) для российских и в частности петербургских разработчиков ПО являются самыми привлекательными. Они легкодоступны и удобны для проведения операций с коммерческими партнерами, в том числе могут послужить международным хабом для дальнейшего развития, подчеркивает он. Кроме того, правительства и компании Ближнего Востока известны своим щедрым и своевременным финансированием IT-услуг и продуктов. В странах Ближнего Востока есть много инвесторов, готовых финансировать IT-компании, напоминает Мошков.

По словам собеседников «Ведомостей», перечень востребованных IT-сервисов на рынке Ближнего Востока достаточно широк: это банковские и финансовые  сервисы, мобильные и многофункциональные приложения, сервисы, связанные с управлением и ЖКХ, а также инновации в сфере энергетики, транспорта и решения в области интернета вещей, медицины и кибербезопасности. В целом эксперты считают, что у российских и, в частности, петербургских компаний есть все шансы освоить ближневосточный рынок, прежде всего из-за высокого качества продукции.

В пресс-службе Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) «Ведомостям» рассказали, что в России одно из самых высоких проникновений интернета в мире, а отечественные компании имеют хороший опыт в разработке финансовых, образовательных, маркетинговых, а также био- и агротехнологий. «Это дает возможность выходить на иностранные рынки с конкурентным и качественным продуктом», — прокомментировал представитель ФРИИ.

Но на Ближнем Востоке есть свои нюансы, которые могут затруднить выход петербургских IT-компаний. Президент НП «Руссофт» Валентин Макаров отмечает, что рынки Ближнего Востока очень сложны с точки зрения проникновения. По его мнению, здесь важно найти правильный канал и тон общения. Акопян подчеркивает, что из-за высокой средней стоимости контракта на данных рынках достаточно высокая конкуренция и присутствует много крупных мировых игроков: «Для правильного входа на этот богатейший рынок необходимо создать местную компанию, вложить немалые деньги в наем местного персонала, наладить связи на среднем и высоком государственных уровнях, а также активно работать с крупнейшими мировыми и локальными дистрибьюторами в регионе». Он напоминает, что российским компаниям в ОАЭ придется конкурировать не только с местными игроками, но и с международными. Для этого нужно предлагать дополнительные выгоды от сотрудничества и находить свободные ниши.

Инвестор и координатор Клуба лидеров в Петербурге и Ленинградской области Вячеслав Трактовенко добавляет, что для работы на Ближнем Востоке отечественным компаниям необходимо регистрировать юридическое лицо в стране присутствия, иначе компания не сможет вести хозяйственную деятельность, открывать счета в местном банке и осуществлять инвестиции из России. «Сейчас в силу наложенных на Россию ограничений такие требования очень часто встречаются даже в дружественных странах», — говорит Трактовенко. Макаров отмечает, что антироссийские санкции являются преградой для российских компаний на любых рынках и поэтому приходится идти навстречу клиентам, чтобы снизить их риски.