Обуховский завод выиграл конкурс на поставку проходческих щитов для метро Петербурга

С помощью нового оборудования «Метрострой Северной столицы» продолжит развитие «фиолетовой» и «коричневой» линий метро
Завод раньше не поставлял компании оборудование для метро /https://t.me/stroimmetro

АО «Обуховский завод» стало победителем конкурса на поставку двух горнопроходческих щитов и другого оборудования для строительства петербургского метро. Предприятие поставит «Метрострою Северной столицы» (МССС) два щита размером 5,63 м, два укладчика для наклонного хода и 19 укладчиков тюбингов различных диаметров за 2,372 млрд руб. Других заявок на конкурс не поступило, следует из материала госзакупок.

В пресс-службе «Метростроя Северной столицы» «Ведомостям» сообщили, что завод раньше не поставлял компании оборудование для метро.

Напомним, МССС 12 января разместил на сайте госзакупок конкурс на покупку нового оборудования для строительства новых линий метро: один из щитов диаметром 5,63 м предназначен для прокладки Красносельско-Калининской («коричневой») линии от станции «Казаковская» до станции «Обводный канал-2» и от станции «Казаковская» до станции «Сосновая поляна». Второй щит аналогичного размера будет выполнять горнопроходческие работы на Фрунзенско-Приморской («фиолетовой») линии от станции «Комендантский проспект» до станции «Шуваловский проспект». Срок поставки оборудования — 26 месяцев с момента получения заявки.

Согласно документам госзакупки поставляемый товар должен быть новым и выпущен не ранее 2022 г. Весь поставляемый объем товара должен быть от одного производителя.

О том, что завод «участвует в создании и изготовлении проходческого оборудования» для МССС 18 января, в день визита на завод президента Владимира Путина, сообщила пресс-служба Смольного. 23 января «Фонтанка» со ссылкой на свои источники написала, что Обуховский завод подал заявку на участие в конкурсе. «Ведомости» также сообщали, что потенциальными поставщиками могли стать Скуратовский опытно-экспериментальный и Ясиноватский машиностроительный заводы, однако они не стали подавать заявки. На запросы издания предприятия не ответили.

Сейчас в собственности МССС есть один выкупленный горнопроходческий щит у старого «Метростроя», еще пять находятся в аренде. Ближайшие работы с применением щита «Надежда» запланированы на весну 2023 г., его будут использовать при строительстве Невско-Василеостровской («зеленой») линии метро.

В Санкт-Петербурге последний раз новые станции метро открывались в 2019 г.: «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Ближайшее открытие запланировано на 2024 г.: «Горный институт», «Юго-Западная» и «Путиловская». Строящаяся станция «Театральная» до 2026 г. (до открытия наземного вестибюля) будет работать как транзитная для поездов оранжевой ветки.

Обуховский завод входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей», с 2011 г. он стал стратегическим партнером правительства Санкт-Петербурга. По соглашению о сотрудничестве на предприятии объединены ресурсы нескольких высокотехнологичных производств и научно-исследовательских институтов.

На данный момент на Обуховском заводе выпускают продукцию для оборонно-промышленного комплекса, гражданские квадракоптеры, гидроцилиндры и другие механизмы. На предприятии создали экспериментальный образец беспилотной модульной газоэлектрической платформы E-Neva.

Главный редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков отмечает, что Обуховский завод располагает всеми необходимыми ресурсами, в том числе финансовыми, чтобы запустить производство сложного оборудования для метро. «Предприятие входит в концерн «Алмаз-Антей» и имеет ресурсы для создания производства даже с нуля. Сроки вполне адекватные, за это время все можно сделать», — прокомментировал эксперт.

Напомним, что у предприятия уже есть опыт создания сложного инженерного оборудования «с нуля». Обуховский завод в рамках импортозамещения разработал и произвел новые гидроцилиндры  для реконструкции Биржевого моста.

Генеральный директор СРО «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов отмечает, что с технологической точки зрения перед Обуховским заводом стоит не такая сложная задача. «Щиты стандартные, а технологии доступны. Новшеств с точки зрения инженерных технологий нет, они известны еще со времен Советского Союза», — пояснил эксперт.

По мнению Булгакова, отсутствие других заявок также вполне объяснимо. Он напомнил, что в России оборудование для метро могли поставить еще Скуратовский опытно-экспериментальный (Тула) и Ясиноватский машиностроительный заводы (ДНР). Тульский завод производил «мелкое» оборудование для Москвы и Казани. А завод в ДНР был бы «очевидным вариантом» для МССС до 24 февраля, но сейчас предприятие находится в зоне проведения СВО.

Белоусов считает, что китайские компании также могли бы принять участие в конкурсе, но опасаются вторичных западных санкций. «Думаю, что щиты можно расценивать как оборудование двойного назначения. Китай не вводил санкции, но строго их придерживается. Хотя у них были бы высокие шансы победить в конкурсе за счет своего опыта в строительстве метро», — резюмировал эксперт.