Смольный выделит на продолжение «зеленой» ветки метро почти 90 млрд руб.

Запуск нового участка Невско-Василеостровской линии состоится не ранее 2027 г.
Для продолжения «зеленой» ветки будут использовать проходческий щит «Надежда» /«Метрострой Северной столицы»

На строительство нового участка Невско-Василеостровской («зеленой») линии метро в рамках адресной инвестиционной программы на 2023-2025 гг. из бюджета Санкт-Петербурга будет выделено 87,6 млрд руб., сообщили в городском комитете по развитию транспорта (КРТИ) в ответ на запрос «Ведомостей». Речь идет о продолжении линии от «Беговой» до новых станций «Богатырская» (также известна под проектными названиями «Туристская» и «Яхтенная») и «Каменка» («Зоопарк», «Планерная»). Сейчас проектная документация по сооружению участка проходит государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России», после этого будет уточнена окончательная сумма необходимых вложений, подчеркнули в комитете.

Для строительно-монтажных работ на «зеленой» ветке во II квартале 2023 г. комитет заключит дополнительное соглашение с компанией «Метрострой Северной столицы» (МССС). Ввод станций и нового участка Невско-Василеостровской линии состоится не ранее 2027 г. При этом его длина составит 4,6 км, уточнили в комитете.

Для продолжения «зеленой» ветки будут использовать ТПМК «Надежда» – проходческий щит диаметром 10,56 метра для прокладки двухпутных тоннелей. С марта этого года его монтируют в стартовом котловане на Туристской улице. Работы планируют завершить до конца июня, после чего начнется прокладка первых 10 колец на участке от «Беговой» до «Богатырской».

Генеральный директор СРО «Объединение строителей Санкт-Петербург» Алексей Белоусов отмечает, что новый участок Невско-Василеостровской линии станет для МССС первым собственным проектом, который компания самостоятельно начинает после ликвидации прежнего «Метростроя» (в 2022 г. МССС вел работы на незавершенных объектах Красносельско-Калининской и Лахтинско-Правобережной линий).

Напомним, что Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 31 августа 2021 г. признал «Метрострой» банкротом и открыл конкурсное производство. По оценкам экспертов, банкротство компании может затянуться на пять–шесть лет. Белоусов подчеркивает, что выход МССС, созданного в октябре 2020 г., на запуск собственного проекта говорит о том, что решение о создании новой компании было правильным.

В то же время он затруднился оценить, сможет ли МССС полностью запустить участок с двумя новыми станциями через четыре года. «Сложно оценить срок строительства, есть проблемы с почвой, есть и проблемы с финансированием. Я думаю, что темпы стройки были бы выше, если бы финансирование шло не только из регионального, но и из федерального бюджета», – отметил он.

Главный редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков считает, что МССС сможет уложиться в заявленные сроки. «Думаю, что за четыре года реально все построить. Там везде мелкое заложение (станция, заложенная на такой глубине, при которой она сооружается открытым способом. – «Ведомости»), поэтому строить будет гораздо легче», — пояснил он.

Эксперты обращают внимание на то, что продолжение строительства «зеленой» ветки должно разгрузить один из самых сложных с точки зрения транспортной доступности северных микрорайонов города, который в последние годы активно застраивается жильем. Расположенная здесь станция «Комендантский проспект» входит в тройку самых загруженных после «Девяткино» и «Проспекта Ветеранов», говорит Булгаков. «Важность стройки для МССС не сравнится с тем, как это важно для жителей. Станции облегчат транспортную доступность», – добавляет Белоусов.

Но замедлить сроки запуска линии могут проблемы с выкупом земельного участка для метродепо «Коломяжское», которое должно быть построено для конечных станций «зеленой» и «фиолетовой» веток в Приморском районе. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на заседании правительства 18 апреля этого года говорил, что необходимый для этих нужд участок находится в частной собственности, и власти будут проводить с владельцем земли «жесткие переговоры».

В пресс-службе КРТИ не уточнили, кто именно владеет данным участком, но сообщили, что он будет изъят на основании ФЗ № 126 Земельного кодекса РФ. Закон позволяет забрать землю для нужд Петербурга, если объекты «предусмотрены утвержденными проектами планировки территории». На решение вопроса у Смольного есть еще два с половиной года, так как проект планировки продолжения «фиолетовой» Фрунзенско-Приморский линии от станции «Шуваловский проспект» до «Коломяжской» с электродепо «Коломяжское» будет разработан лишь к концу 2025 г.

Еще больше новостей в нашем Telegram-канале «Ведомости | Северо-Запад»

Схема строительства метро до 2032 г. /«Метрострой Северной столицы»