Крыловский центр разработает дорожную карту для выпуска отечественных танкеров-газовозов

С учетом уже имеющихся наработок реализовать первый полностью локализованный проект можно будет уже через три года
Единственной верфью, которая сегодня занимается строительством крупнотоннажных танкеров-газовозов, является «Звезда» /sskzvezda.ru

Крыловский государственный научный центр (КГНЦ, Санкт-Петербург) занялся разработкой программных документов для создания технической и технологической основы строительства в России собственного крупнотоннажного флота для Северного морского пути. В частности, речь идет о возможности создания полностью отечественных танкеров-газовозов из российских комплектующих. Об этом сообщил генеральный директор ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Олег Савченко на выставке «Нева 2023».

Напомним, что согласно прогнозам «Росатома», грузооборот по СМП может вырасти с 34 млн т в 2022 г. до 220 млн т в 2035 г. Основными перевозимыми грузами к этому сроку станут сырая нефть (до 100  млн т в год) и сжиженный природный газ (СПГ, до 70 млн т). Общая потребность в судах для СМП к 2035 г. достигнет 130-160 единиц. При этом только новых танкеров для перевозки нефти и СПГ высокого ледового класса необходимо будет построить более 60, следует из расчетов «Росатома». На сегодняшний день, по данным Савченко, потребность в газовозах для компании «Новатэк», которая реализует проект «Арктик СПГ», составляет около 30 единиц, а «Газпрома» – около 20 единиц.

Единственной верфью, которая сегодня занимается строительством крупнотоннажных танкеров-газовозов, является «Звезда» в Большом Камне (Приморский край). В сентябре она спустила на воду первый в мире газовоз, который сам будет ходить на газомоторном топливе. Однако первые суда-газовозы верфь строила вместе с южнокорейскими партнерами, которые в прошлом году отказались от сотрудничества. Теперь предприятие ищет новых из дружественных стран.

Как пояснил Савченко, основная проблема при строительстве газовозов связана с установкой отечественных движительных систем. В мировой практике на газовозы традиционно устанавливались двухтопливные дизель-генераторы, которые поставляли Wartsila и MAN, но они больше не осуществляют поставки в РФ.

Для серийного производства газовозов, согласно постановлению правительства РФ № 1872 от 22 октября 2022 г., уже выделяются субсидии на производство и выпуск судового комплектующего оборудования. В частности, российскими компаниями разрабатываются резервуары для хранения СПГ, криогенная аппаратура и др. оборудование. Но наиболее критичной является разработка двигателей.

Летом прошлого года АО «Атомэнергомаш» и департамент развития судостроения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» уже представили концептуальный проект перспективного крупнотоннажного газовоза проекта 10070 отечественного производства. Но как сообщал в интервью «Медиапалубе» директор по судостроению «Атомэнергомаша» Владимир Аптекарев, вопрос альтернативного двигателя пока так и не был решен.

«Мы сейчас находимся в очень интересной ситуации. В 2022 г. обстановка резко изменилась. На самом деле она начала меняться с 2014 г. и каждый год становилась все хуже и хуже. И там, где мы до сих пор продолжали дружить и с мировыми производителями оборудования, в 2022 г. у нас случились огромные проблемы. И сегодня нам нужно построить огромное количество судов без поддержки партнеров по судостроению», – отметил Савченко.

Чтобы строить суда полностью из отечественного оборудования и комплектующих, в России нужно иметь производство малооборотных и среднеоборотных двигателей и дизель-электрических установок. Отдельные производители уже активно подключились к импортозамещению, например, «Трансмшахолдинг». В частности, в России удалось локализовать выпуск среднеоборотных двигателей для военных кораблей, однако они не подходят для строительства газовозов арктического класса. Также для таких судов невыгодно использовать и атомные двигатели.

По данным Савченко, сейчас малооборотные двигатели мощностью 6 МВт и выше в России не производятся вообще. А для закрытия востребованной ниши среднеоборотных двигателей мощностью 4400-7500 кВт и выше необходимо продолжить работы по замещению комплектующих. В настоящее время требуется импортозамещение до 80% основных элементов этого вида двигателей.

Задача Крыловского центра – разработать программу и технологии, которые позволят построить полностью отечественный газовоз. Для этого центр плотно взаимодействует с отечественными производителями и ведет собственные разработки. Ученые центра по заданию Минпромторга России уже разработали электрическую движительно-рулевую колонку мощностью 6,5 МВт, которая позволяет отказаться от широко используемых винторулевых колонок импортного производства. Она была представлена на выставке «Нева 2023». По оценке Савченко, с учетом уже имеющихся в России наработок реализовать первый полностью отечественный проект газовоза можно будет уже через три года.

Кроме того, 19 сентября на площадке выставки было подписано соглашение о создании консорциума в области судовой электротехники и судовых электромонтажных работ.

Помимо КГНЦ в него вошли предприятия «Электротяжмаш-Привод», Чебоксарский электроаппаратный завод, аккумуляторная компания «Ригель», НПЦ «Судовые электротехнические системы». Цель консорциума – вместе заниматься вопросами импортозамещения электронных комплектующих и лоббировать перед властями вопросы поддержки отрасли.

«Необходимо формировать отраслевую программу, связанную с разработкой, модернизацией и производством судовых энергоустановок. Эта программа должна быть завязана с текущими возможностями основных машиностроительных предприятий и с программой унификации тех проектов, которые делаются за государственные деньги», – заключил Савченко.

Партнер Strategy Partners Александр Постников обращает внимание, что помимо двигателей придется налаживать альтернативные поставки и другого важного оборудования: винторулевых колонок, систем герметизации для хранения СПГ и др. При этом, по его оценке, все затраты на разработку судов и основных агрегатов должно взять на себя государство. «Само производство может выполняться за счет средств заказчика, как и планировалось для проекта «Арктик СПГ-2», – отмечает он.

Координатор экспертного совета проектного офиса развития Арктики (ПОРА), доцент ИОН РАНХиГС Александр Воротников не видит сложностей в том, чтобы в ближайшие три года при поддержке Минпромторга наладить строительство танкеров-газовозов либо полностью из отечественных комплектующих, либо с установкой отдельных агрегатов из дружественных стран.

«У нас сохранилась сильная судостроительная отрасль и школа. Совместными усилиями при поддержке Минпромторга технологию в течение нескольких лет можно отработать. ССК «Звезда» уже строит серию танкеров типа «Афрамакс» высокого ледового класса, используя южнокорейские технологии. Значит есть и производственный опыт, и отработанные технологии, есть мощный научный задел и хорошая инженерная школа. Все это в совокупности позволит создать и собственные отечественные газовозы», – рассказал Воротников, добавив, что на первых этапах, пока не удастся полностью решить вопрос замещения, в том числе двигателей, можно использовать либо параллельный импорт, либо покупать отдельные узлы и оборудование на дружественных азиатских рынках. «Да, это будет нелегко, но проблема решаемая», – подчеркнул он.

В то же время эксперт уверен, что подключиться к разработке технологий должны не только научные центры при поддержке Минпромторга, но и сами компании-заказчики судов. Это «Газпром», «Газпром-нефть», «Новатэк» и др. «Если взять как пример строительство ледокольного атомного флота, то там же не только государство участвует, но и сам «Росатом», который заинтересован в этих ледоколах. Поэтому задачу можно решить, но требуется плотное взаимодействие государства и бизнеса», – резюмировал Воротников.