Запуск проекта по беспилотной авиадоставке в Петербурге сдвинули на 2024 г.
Разработанное в начале 2023 г. для эксперимента постановление Минэкономразвития так и не было принятоЗапуск экспериментального правового режима (ЭПР) по тестированию в Санкт-Петербурге доставки грузов летающими беспилотниками может состояться не раньше следующего года. Об этом в рамках баркемпа «Национальная технологическая революция 20.35» рассказала директор СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Александра Бахмутская.
«Очень сложно загадывать по срокам. Действительно ЭПР давно находится на согласовании на уровне Российской Федерации. <…> Думаю, что раньше I квартала следующего года мы не будем понимать, есть ли у нашего ЭПР право на существование», — рассказала Бахмутская.
Напомним, что в январе этого года Минэкономразвития РФ разместило на Федеральном портале проектов правовых нормативных актов проект постановления «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в городе Санкт-Петербурге». ЭПР планировалось внедрить для решения логистических задач, связанных с воздушной перевозкой грузов. Оператором ЭПР должна была стать компания «Флай Дрон», которая должна была также использовать системы мониторинга «НПО «Алмаз». Как позже «Ведомостям» рассказывали в компании «Флай Дрон», в рамках ЭПР предполагалось тестировать беспилотники массой от 150 г до 30 кг для доставки грузов от 0,1 до 10 кг в пределах Петербурга. Ожидалось, что эксперимент начнет действовать уже со II квартала этого года.
Как следует из данных портала, проект постановления прошел общественные обсуждения и независимую антикоррупционную экспертизу, но так и не был принят. По словам Бахмутской, на данном этапе для введения ЭПР не хватает согласования от силовых ведомств, так как эксперимент связан с безопасностью полетов. Напомним, что власти Санкт-Петербурга в начале 2023 г. ввели запрет на полеты БПЛА. По данным СМИ, запрет истек 11 октября, но до сих пор сохраняются ограничения на получение разрешений на полеты.
В рамках этих ограничений существуют исключения на полеты БПЛА для государственных нужд, напомнила Бахмутская. «За время действия исключения для полетов мы наработали практику отслеживания беспилотников с использованием транспондеров. Надеемся, что сейчас ведомства посмотрят более благосклонно на нашу заявку», — отметила она.
Генеральный директор «Флай Дрон» Никита Данилов не исключает, что отсрочка запуска проекта приведет к необходимости заново разрабатывать всю необходимую для ЭПР документацию из-за меняющегося законодательства в сфере беспилотной авиации. «Надо отметить, что за тот период, пока рассматривается и согласовывается ЭПР, многое поменялось. Поменялась в том числе часть нормативного регулирования и поменяется в 2024 г. Документ [проект постановления. – «Ведомости»] уже не будет актуален и потребует пересмотра», — уточнил он.
Ожидается, что с 1 марта 2024 г. в России упростят процедуру организации полетов для гражданских БПЛА. В светлое время суток организация сможет запускать дроны до 30 кг на высоту до 150 м. Также будут упрощены правила использования дронов в сельском хозяйстве для выполнения авиахимических работ.
Стоит отметить, что сейчас в России уже реализуют несколько ЭПР по доставке грузов на БАС. Так, в марте прошлого года правительство РФ утвердило постановление об ЭПР по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе ‒ Югре и Ямало-Ненецком автономном округе, где заказчиками полетов могут выступать «Почта России» и другие компании.
В реализации ЭПР на Ямале участвует другая петербургская компания – «Радар ммс», которая испытывает там БАС массой от 30 до 500 кг. Заместитель директора научно-производственного комплекса беспилотных авиационных систем АО «НПП «Радар ммс» Евгений Сиваев рассказал, что компания аттестовала два беспилотных воздушных судна вертолетного типа. Правда, пока полетов с «Почтой России» не проводилось, а заказчиком на перевозки стала «дочка» «Газпромнефти» – «Газпромнефть снабжение».
В то же время участвующим в других ЭПР компаниям было бы выгоднее заниматься тестированием в Петербурге, подчеркивает Сиваев. По его словам, испытания в северных регионах, где сейчас разрешены полеты, увеличивают расходы бизнеса. Так, стоимость одного испытываемого беспилотника составляет порядка 60 млн руб., еще 2 млн руб. – расходы на доставку техники из Петербурга на Ямал, также компания несет расходы на жизнеобеспечение персонала и доставку запчастей. «Запуск ЭПР в Санкт-Петербурге позволит большему количеству компаний тестировать [свои технологии] без выездов в дальние регионы. Было бы гораздо проще проходить сертификацию судов и допуск своих пилотов здесь», — прокомментировал он.
Данилов обращает внимание, что в случае дальнейшего переноса срока по вводу ЭПР в Петербурге растет риск, что компании-производители беспилотников выберут другие регионы для отработки своих технологий и бизнес-решений. «Петербург мог бы благодаря ЭПР еще долго оставаться в лидерах российской беспилотной отрасли, но в текущей ситуации есть риск утраты данной позиции. <…> Компании просто найдут другие точки для бизнес-роста», — резюмировал он.