Завершение строительства трамвайной линии «Славянка» сдвинули на 2026 г.
Изначально ввести в эксплуатацию I часть проекта собирались в 2024 г., а всю линию – в 2025 г.ООО «Балтнедвижсервис» планирует полностью завершить строительство трамвайной линии «Славянка» в Пушкинском районе Санкт-Петербурга в 2026 г. Как рассказали изданию «Ведомости Северо-Запад» в пресс-службе компании, строительство I участка – от станции метро «Купчино» до трамвайного депо в поселке «Шушары» – планируется завершить в IV квартале 2025 г. А прокладку II участка – от поселка «Шушары» до микрорайона «Славянка» – через год после завершения I участка, то есть в 2026 г.
Напомним, что комплексный инфраструктурный проект трамвайной линии по маршруту «Купчино»—Шушары—микрорайон Славянка» общей протяженностью в 21 км реализуется в рамках концессионного соглашения между городом и компанией «Балтнедвижсервис». Оно было подписано в 2019 г. Изначально строительство I участка линии рассчитывали завершить в 2024 г., при этом согласно концессионному соглашению у компании был еще год на полный ввод линии в эксплуатацию. Таким образом, ввод проекта сдвинулся как минимум на год.
Проект вышел с положительным заключением государственной экспертизы в конце 2022 г., к строительно-монтажным работам по возведению основных объектов капитального строительства генеральный подрядчик приступил весной 2023 г. Как ранее писали «Ведомости», строительство должно было начаться значительно раньше. Конкурс был объявлен еще в августе 2017 г., а победитель выбран в мае 2018 г. Но переговоры были приостановлены из-за выборов губернатора. В сентябре 2019 г. уже в статусе губернатора Александр Беглов одобрил проект, сообщала его администрация.
Проект предполагает строительство трамвайной линии от Балканской площади через поселок «Шушары» до микрорайона «Славянка», а также сооружение трех мостов, четырех путепроводов, автоматизированного трамвайного депо, остановочных павильонов, конечных остановочных пунктов и приобретение 22 современных низкопольных трамваев. Согласно проекту трамвайная линия сократит время в дороге от «Славянки» до метро «Купчино» почти в два раза – до 30-40 минут. Общая протяженность путей – 21 км, в том числе первого участка, который будет завершен в 2025 г., – 10 км.
Общая стоимость проекта с учетом закупки подвижного состава – около 50 млрд руб. Из них порядка 20 млрд руб. – затраты бюджета. Остальное – собственные средства концессионера и банковское финансирование , а также льготный заем, предоставленный АО «ДОМ.РФ» в размере 17,4 млрд руб. в рамках механизма инфраструктурных облигаций (инструмент федерального проекта «Инфраструктурное меню»).
В компании изданию не уточнили, с чем связан перенос сроков завершения проекта на 2026 г., отметив только, что на текущий момент строительство объекта ведется «в соответствии с условиями концессионного соглашения».
Опрошенные изданием эксперты отмечают, что подобные крупные инфраструктурные проекты сложны в реализации, в том числе из-за вопросов, связанных с предоставлением земли под строительство. «Сложности с оформлением земель могут быть одной из причин переноса сроков. Кроме того, можно вспомнить, что само соглашение прорабатывалось примерно полтора года», – говорит эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев.
Президент Национальной ассоциации инвесторов и операторов инфраструктурных проектов «Инфраструктурный клуб» Артур Щеглов отмечает, что линия «Славянка» проходит в том числе по землям гаражного кооператива. «Вероятно, аспект, связанный с выкупом этих земель, тоже осложняет реализацию проекта», – считает он. Щеглов добавляет, что из общей протяженности линии в 21 км почти 3 км приходится на искусственные сооружения – путепроводы, мосты, укрепления, которые сложны как с точки зрения проектирования, так и согласования. «Вопросы, связанные с изъятием земельных участков, приводят к увеличению сроков, и этот фактор не зависит от концессионера, а без получения участков он не может провести изыскательные работы», – добавил он.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что подобные проекты сложны и с точки зрения финансирования. «Строительство линии было запланировано при другом уровне ключевой ставки, сейчас она повышена до 15%. Однако перенос сроков полной реализации проекта на 2026 г. может сыграть положительную роль, если в следующем году ключевая ставка понизится», – резюмировал он.