Антон Бучнев: «Два мусорообрабатывающих комплекса покроют потребности всей Ленобласти»
Генеральный директор АО «УКООЛО» – о том, как в регионе идет строительство новых КПОЕжегодно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области образуется свыше 2,6 млн т отходов, которые вывозятся на полигоны одного субъекта – Ленобласти. При этом перед всеми российскими регионами стоит задача к 2030 г. сортировать 100% образующихся твердых коммунальных отходов (ТКО): 50% направлять на переработку, а оставшиеся 50% – на захоронение.
Сейчас в регионе в стадии проектирования и строительства находятся два комплекса по обработке отходов: «Кингисепп» и «Рахья». Один запустят уже в этом году, а второй – в 2025 г. В интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» генеральный директор компании Антон Бучнев рассказал, как продвигается реализация обоих проектов, как она поможет решить вопрос переработки отходов, и почему нужно вести диалог с теми, кто выступает против строительства мусорообрабатывающих заводов.
- Когда будет запущен КПО «Кингисепп»? Что изменится в Ленобласти после его запуска? Во сколько оцениваются инвестиции в этот проект, и из каких источников привлекаются средства?
- Мы планируем запустить КПО «Кингисепп» до конца мая 2024 г. И пока у нас планы не меняются. Работы стартовали в сентябре прошлого года, строительство идет очень активно. Контролируем его реализацию в режиме онлайн. Наши сотрудники, которые отвечают за эти работы, постоянно находятся на строительной площадке. Запуск КПО «Кингисепп» позволит полностью обрабатывать входящий поток ТКО, который образуется в восьми южных районах Ленинградской области: Тосненском, Гатчинском, Ломоносовском, Лужском, Волосовском, Кингисеппском, Сланцевском районах и в Сосновом Бору. Мощность КПО составляет 300 000 т в год, и такой же объем отходов образуется в указанных районах Ленобласти.
Процент утилизации на данном КПО составит порядка 50-55%, из них отбор ВМР (вторичные материальные ресурсы) составит 15% и около 40% – биокомпостирование (переработка пищевых отходов). Соответственно, этот объем пойдет не на захоронение, а на вторичное использование (утилизацию).
Что касается инвестиций, то их общий объем составит 3,8 млрд руб., из них федеральная поддержка за счет ППК «РЭО» – 2,9 млрд руб. Это сумма кредита, предоставленного ППК РЭО с субсидированной процентной ставкой в рамках выпуска уполномоченным банком – Россельхозбанком – «зеленых» облигаций.
В КПО «Кингисеппе» практически все оборудование будет отечественным. Понимая санкционные риски и трудности при импорте, старались найти российских производителей оборудования.
- Вторым объектом, который УКООЛО должен запустить в Ленобласти, станет КПО «Рахья». На какой стадии реализации он сейчас находится? С учетом меняющихся цен, во сколько сейчас оцениваются инвестиции в этот проект, и какие источники финансирования здесь будут использоваться?
- В настоящий момент мы полностью завершили работу по подготовке проектной документации по КПО «Рахья», а также прошли общественные слушания и получили заключение по их результатам. В декабре 2023 г. мы подали документы на государственную экологическую экспертизу. Ожидаем, что через 2-3 месяца получим положительное заключение. После прохождения экологической экспертизы необходимо пройти главгосэкспертизу. Это займет еще три месяца. С учетом всех нормативных процедур строительство КПО «Рахья» планируется завершить в IV квартале 2025 г.
Технологии обработки на КПО «Рахья» будут использоваться примерно те же самые, что и на «Кингисеппе». Это позволит сократить на 50- 55% количество отходов, поступающих на захоронение, путем вовлечения в производственный цикл ВМР, а также техногрунта, получаемого путем биокомпостирования.
Инвестиции в проект составят чуть менее 6 млрд руб. Планируем, что 80-90% будет профинансировано за счет ППК «РЭО» по той же схеме: субсидирование процентной ставки по кредиту с помощью выпуска «зеленых» облигаций.
«Рахья» и «Кингисепп» в рамках первой очереди суммарно смогут собирать 600 000 т отходов, а всего в Ленинградской области по итогам 2023 г. образуется порядка 740 000 т. Остальной объем смогут перерабатывать на небольших существующих полигонах, например, «Расэм», «Волхов», «Сланцы». Там будет модернизированы линии сортировки и обработки. Но важно отметить, что без открытия двух флагманских проектов – КПО «Кингисепп» и КПО «Рахья» – выполнить показатели нацпроекта «Экология» по обработке ТКО в Ленинградской области невозможно.
- В ваших планах – построить всего два объекта. Но население региона растет, а значит, объем образующихся отходов – тоже. Что планируете делать, если мощностей двух КПО не хватит?
- В 2019 г. в регионе было собрано 711 000 т. Ожидаем, что по итогам 2023 г. цифра окажется около 740 000 т.
Если планируемые мощности КПО не будут справляться, с учетом свободной площади земельного участка в промзоне «Фосфорит», существует возможность для расширения и реконструкции КПО «Кингисепп».
- Строительство мусороперерабатывающих комплексов почти всегда наталкивается на высокий общественный резонанс. Помимо пристального внимания общественности это еще и судебные иски, и жалобы. Насколько это сейчас тормозит реализацию проектов?
- Да, периодически мы действительно сталкиваемся с различными жалобами со стороны общественников. Но здесь нужно понимать, что среди тех, кто выступает против строительства комплексов, есть как те, кто хочет, чтобы все было правильно, c соблюдением экологических норм и требований, так, к сожалению, и те, кто просто преследует свои интересы, например, политические, пиар или иные, не связанные с экологией и обработкой отходов. Кроме того, есть еще третья группа – это жители, которые не хотят, чтобы КПО строили где-то поблизости и они становятся специалистами в экологии только в целях перенесения строительства объекта в другое место по принципу: где угодно, только не в нашем дворе.
Мы работаем со всеми жителями: вступаем в диалог и c готовностью даем разъяснения по волнующим вопросам, в том числе соответствия КПО всем экологическим требованиям действующего законодательства РФ. Мы отдаем себе отчет, что КПО не должны наносить урона окружающей среде, поэтому проектирование и строительство идет в соответствии со всеми экологическими нормами. Проектную документацию готовят проектировщики – профессионалы, которые знают обо всех существующих требованиях законодательства РФ к таким объектам.
- Еще одно направление деятельности УКООЛО – работа по раздельному сбору отходов (РСО). Как изменилась доля РСО в регионе? Какие планы у компании по развитию этого направления?
- Мы наблюдаем хорошую динамику собираемых раздельным способом твердых коммунальных отходов в Ленинградской области за последние 3 года. Стараемся этот процесс расширить на большее количество населенных пунктов, но пока не везде это представляется возможным. Сегодня РСО охвачено 15 районов, в процесс включены и дальние территории: Тихвин, Волхов и Кириши. Однако Бокситогорский, Лодейнопольский и Подпорожский районы еще не охвачены раздельным сбором из-за значительной удаленности и большого транспортного плеча для транспортировки РСО до объектов утилизации. В Ленобласти практически нет объектов утилизации, за исключением «Элемент ресайклинг», куда можно направлять раздельно собранные вторичные материальные ресурсы, поэтому мы вынуждены возить в Петербург и районы, примыкающие к КАД. Возить из Подорожья за 400 км РСО на объекты обработки в Санкт-Петербург практически невозможно, но мы работаем над этим.
Всего в 15 районах оборудовано для сбора пластика 1306 контейнерных площадок и 1321 контейнерная площадка оборудована под сбор стекла. За 2023 г. объемы собранного и отправленного на переработку ПЭТ составили 45 764 куб. м, а стекла – 12 622 куб. м. Вовлеченность жителей с каждым месяцем увеличивается, это выражается в количестве раздельно собираемых вторичных материальных ресурсов. Растет количество обращений от самих жителей по установке соответствующих контейнеров.
- Помимо сложной логистики и отсутствия собственных перерабатывающих мощностей какие еще трудности тормозят раздельный сбор?
- В раздельном сборе мусора есть три основные проблемы. Первая – это отсутствие инфраструктуры. Сегодня почти нет контейнерных площадок, где можно установить баки для РСО, так как они не приспособлены для этого и на них нет места. Площадки проектировали еще в 1970-80-е гг., тогда объем образования отходов был в разы меньше, и о раздельном сборе ТКО никто не думал. Новые контейнерные площадки строятся, но их мало. Кроме того, на многих из них строители еще экономят место и установить там баки РСО тоже проблематично. Сегодня мы вынуждены устанавливать баки для РСО либо на границе площадки, либо сбоку, но это вызывает нарекания со стороны надзорных органов. Законодательство РФ обязывает ставить баки в границах площадок.
Вторая проблема – отсутствие финансирования по установке баков с 2024 г. В 2021-2023 гг. действовала федеральная и региональная поддержка для муниципальных властей. В результате «муниципалам» компенсировали 95% от стоимости баков, только 5% они тратили из своего бюджета. УКООЛО может покупать баки, но у компании есть лимит в 1% от валовой выручки, больше которого мы не можем потратить. Соответственно, в рамках этого лимита региональному оператору необходимо приобрести как обычные баки смешанного накопления, так и для РСО. Этого явно недостаточно.
Третья проблема – недостаточная поддержка со стороны государства инвестиционных проектов по строительству новых объектов по утилизации вторсырья. Необходимы субсидии, льготные кредиты и иные меры поддержки. Например, пластик и стекло мы сейчас возим на объекты, один из которых находится в Петербурге, а второй – в Твери, так как других предприятий просто нет. Конечно, для увеличения объемов раздельно собираемых вторичных материальных ресурсов таких предприятий должно быть больше.