В Петербурге запустили производство арматуры для нефтегазовых платформ и СПГ
Инвестиции в проект оцениваются в 2 млрд руб.Новый завод по изготовлению запорной арматуры, способной работать в условиях особо высоких и низких температур, запустили на площадке производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) в Невском районе Санкт-Петербурга. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщил генеральный директор нового предприятия Виктор Бондаренко.
Для производства в середине октября этого года было создано юрлицо ООО «КМЗ Спецарматура». Основной пакет долей (35%) принадлежит топ-менеджеру холдинга КМЗ Дарье Павловой, которая возглавляет три его дочерних предприятия: «КМЗ-Инжиниринг», «Юнион» и «Назия». Еще 15% – у руководителя другого дочернего подразделения КМЗ – Олега Сидорова, по 16,7% принадлежат Никите Гутнику и самому Виктору Бондаренко.
По словам гендиректора, вложения в запуск производства составили около 2 млрд руб. В эту сумму вошло приобретение в одной из стран Евросоюза технологии, а также станочного парка и обучение персонала. Сейчас «КМЗ Спецарматура» арендует у КМЗ около 2000 кв. м производственных площадей, но по мере расширения портфеля заказов площадь планируется увеличить до 20 000 кв. м.
Продукцией нового предприятия станут шаровые краны, предназначенные для нефтеперерабатывающих заводов, нефте- и газодобывающих платформ, функционирующих в условиях Крайнего Севера, а также для установок сжижения природного газа. Рабочий диапазон температур такой арматуры – от минус 196 до плюс 1100 градусов. В первом случае речь идет о производстве СПГ и добыче углеводородов в условиях вечной мерзлоты, во втором – об изготовлении топлива на нефтеперерабатывающих заводах.
Как рассказал Бондаренко, в течение ближайших трех лет новая компания рассчитывает выйти на ежегодный объем производства около 6000 единиц готовой продукции и выручку около 2 млрд руб. «КМЗ Спецарматура» уже заключила первый контракт с одним из дочерних подразделений «Роснефти» на 50 млн руб., сообщил Бондаренко. Производитель смог почти полностью локализовать производство за исключением мягких уплотнителей, которые закупаются у других поставщиков.
По словам бизнесмена, потребность в запорной арматуре, способной работать в условиях экстремально высоких и низких температур, в России оценивается примерно в 200 млрд руб. ежегодно. При этом в РФ нет местных производителей таких комплектующих, а практически все потребности обеспечиваются импортом, включая параллельный. Но Бондаренко не исключил, что помимо «КМЗ Спецарматура» в ближайшее время на рынке появятся и другие российские производители, которые возьмут на себя импортозамещение.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты подтверждают острую потребность в импортозамещении подобного оборудования. Профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) и исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области Алексей Фадеев напоминает, что 90% российского природного газа добывается в Арктике, специальная запорная арматура требуется для континентальной добычи в условиях очень низких температур.
«Но абсолютная импортозависимость в нашей стране связана с технологиями сжижения природного газа, потому что там химические процессы происходят при температуре сильно ниже минус 160 градусов. Отсутствие полностью локализованного в стране оборудования для добычи углеводородов в континентальной Арктике и для сжижения природного газа – прямая угроза технологическому суверенитету России», – отметил эксперт, добавив, что новую компанию ждет серьезная конкурентная борьба, потому что ее продукция, вероятно, окажется более дорогой, чем доставляемая в Россию параллельным импортом. «У зарубежных компаний сформированные десятилетиями крупносерийные производства, что позволяет им демпинговать. Только что созданной российской компании потребуется время, чтобы конкурировать с зарубежными», – полагает эксперт.
Владелец и генеральный директор петербургского ООО «Морские комплексные системы» (МКС) Павел Зубков отмечает важность создания в России такого производства для нужд судостроения. «Запорная арматура, предназначенная для критично низких температур, есть на всех СПГ-установках и танкерах, которые сжижают и возят добываемый в Арктике сжиженный природный газ на экспорт по Северному морскому пути. Учитывая масштабы этого экспорта и задачи по его расширению, которые ставит руководство страны, переоценить важность появления в России собственных производств запорной арматуры, выдерживающей температуру криогенных процессов, невозможно. Фактически производство и транспортировка СПГ без нее остановится», – говорит бизнесмен.
Но Зубков тоже говорит, что угрозой для проекта является импорт: привыкшим к иностранному оборудованию крупным заказчикам будет тяжело от него отказаться. «Это психологический момент, в том числе связанный с уже сформированными деловыми отношениями, но, к сожалению, он часто мешает импортозамещению», – добавил он.